Испытание новых средств доставки для купленных в Интернете товаров. Фото Reuters
В развитых странах традиционные розничные магазины стремительно теряют покупателей. Посещаемость розничных магазинов в США за последние годы снизилась вдвое из-за перетока покупателей в сферу интернет-торговли. Такая же перспектива ожидает и российских ретейлеров, сообщили вчера в аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC). В России рынок интернет-торговли за последний год вырос более чем на треть. Между тем российские власти готовят новые санкции против торговли в Интернете.
По итогам 2014 года российский рынок онлайн-торговли вырос более чем на 30%, сообщают в Роспотребнадзоре со ссылкой на данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Объем рынка российской интернет-торговли за прошлый год превысил 700 млрд руб. Ключевыми же драйверами роста рынка, согласно выводам АКИТ, выступили увеличение количества интернет-пользователей в регионах и развитие мобильного Интернета. «На сегодняшний день в России пользуются Интернетом 73 млн человек, из которых 40 млн совершают покупки через Интернет», – сообщают в ассоциации. Основная масса онлайн-покупателей в РФ по-прежнему сосредоточена в Центральном федеральном округе – здесь интернет-покупки совершило более 20 млн человек. Между тем наиболее быстрорастущими в прошлом году стали Сибирский (рост на 130%) и Дальневосточный (рост на 92%) федеральные округа.
При этом, говорится в отчете PwC, основанном на опросе более 19 тыс. респондентов в 19 стран мира, в том числе и России, основной причиной покупок в Интернете остается более низкая цена товара. Так ответили в России почти 60% участников опроса при общемировом показателе в 56%. Второе место среди указываемых причин занимает «отсутствие необходимости идти в магазин» (55%). В то же время возможность делать покупки в круглосуточном режиме заботила россиян чуть меньше – 30% опрошенных. Еще меньше число россиян, указавших, что необходимый им товар он могли приобрести только в интернет-магазине, – более 20% опрошенных.
Российские пользователи, так же как и во всем мире, все чаще используют мобильный телефон для совершения покупок. По данным PwC, 50% опрошенных используют их для изучения товаров, более 40% – для сравнения цен, а 35% ищут адреса магазинов. Только 18% российских интернет-покупателей указали, что считают свой смартфон «основным средством» для совершения покупок. Растет в России и доля тех, кто все чаще предпочитает пользоваться социальными сетями при выборе того или иного товара во Всемирной паутине. Положительно на вопрос PwC ответили 70% респондентов. Правда, только 45% впоследствии действительно совершают покупки.
К тому же российские покупатели по-прежнему более консервативны с точки зрения выбора предпочтительного метода оплаты, указывают эксперты аудиторской компании. Здесь наиболее популярный способ оплаты – дебетовая банковская карта: 40% в РФ при мировом показателе в 28%. Кредитные карты при оплате покупок в Интернете используют не более 17% респондентов, в то время как в мире этот показатель заметно выше – 40%. Процент же оплаты покупок наличными в России традиционно высок – 36%.
Правда, РФ в этом случае не лидер. Предпочтение наличным средствам отдают почти 50% интернет-покупателей в странах Ближнего Востока и около 40% в Германии. В частности, сообщает немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle со ссылкой на исследование Бундесбанка, более половины всего объема выручки магазины в ФРГ получают наличными. В ресторанах же этот показатель достигает 70%, в кафе и закусочных он еще выше – более 90%.
В любом случае, подчеркивают в PwC, пока что говорить о полной замене традиционного офлайн-магазина его онлайн-вариантом нельзя. Для большинства интернет-покупателей в России наличие традиционного магазина по-прежнему важно. В частности, 80% российских респондентов хотя бы раз совершали покупку в интернет-магазине именно после выбора интересующего товара в обычном магазине. А основными причинами покупки в традиционных магазинах, как и прежде, остается желание людей «увидеть, потрогать и примерить товар», прежде чем его покупать (70%), или же они хотят приобрести его сразу (более 60%).
Эксперты PwC отмечают, что, несмотря на тот факт, что показатели насыщения российского рынка магазинами пока не приблизились к уровням, характерным, например, для США, где за последние пять лет посещаемость розничных магазинов опустилась почти в половину, российским ретейлерам все же придется пересмотреть роль своих существующих магазинов. «Прошлый год стал годом, когда традиционные (офлайновые) ретейлеры впервые по-настоящему почувствовали на себе последствия перемещения продаж в сторону онлайн-пространства и влияние конкуренции со стороны онлайн-игроков», – говорит партнер PwC в России Мартайн Пейтерс. В этом же году, по мнению эксперта, традиционным ретейлерам придется иметь дело с двойным вызовом: продолжающимся сдвигом в сторону интернет-торговли, оказывающей давление на продажи через традиционные магазины, усугублением падения располагаемых доходов населения и сокращением общего объема розничных продаж.
Правда, добавляет Пейтерс, серьезное давление сегодня испытывают и онлайн-игроки, что отчасти вызвано возросшей конкуренцией со стороны традиционных ретейлеров. А значит, делает вывод партнер PwC, онлайн-игрокам придется либо расширяться в сторону офлайна, либо пытаться выделиться на фоне конкурентов незаурядным уровнем обслуживания: более оперативной доставкой товара, ее гибкими условиями и низкими ценами.
Деятельность же самих интернет-магазинов в России еще вполне могут и ограничить. Так, в среду Роспотребнадзор совместно с АКИТ предложили законодательно ограничить работу «информационных посредников», предлагая на законодательном уровне закрепить возможность блокировки таких сайтов. Речь, в частности, идет о ресурсах, не являющихся как таковыми продавцами товаров или исполнителями услуг, но при этом выступающими непосредственными получателями денежных средств от потребителей.
По мнению экспертов «НГ», тенденцию к падению трафика в офлайновых непродовольственных магазинах в пользу онлайновых ощущают уже многие компании. «Более всего подобная тенденция проявилась в сегментах электроники, бытовой техники, детских товаров и автозапчастей», – говорит аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. Текущие изменения – это объективные рыночные процессы, и в определенных сегментах онлайн-торговля уже забирает долю рынка у традиционных ретейлеров, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Главным же конкурентным преимуществом станет сервис: возможность бесплатного отказа от покупки, скорость доставки товара», – уточняет он.
Однако по мере роста конкуренции интернет-магазины будут вынуждены использовать все новые приемы для стимуляции спроса, считает Тимур Нигматуллин. «Дополнительное развитие интернет-торговли может произойти за счет расширения сети пунктов выдачи товаров или создания альтернативных «Почте России» способов доставки», – говорит он.
Также точками роста интернет-продаж могут стать и сами офлайн-магазины. «Чем больше розничная сеть у магазина, тем больше у него продаж и в Интернете. А сам магазин может использоваться как точка для самовывоза, откуда покупатель может забрать свой заказ», – предполагает сооснователь службы доставки для интернет-магазинов TopDelivery Глеб Никулин.