0
6098
Газета Экономика Интернет-версия

19.05.2015 00:01:00

Роспотребнадзор выступил против алкогольных планов Минкомсвязи

Тэги: минкомсвязи, сми, реклама, алкоголь, закон, роспотребнадзор, фас


минкомсвязи, сми, реклама, алкоголь, закон, роспотребнадзор, фас Производители алкоголя могут помочь СМИ выбраться из кризиса. Фото Reuters

В Минкомсвязи предлагают временно снять ограничения на рекламу алкоголя в СМИ, но Роспотребнадзор вчера выступил против такой инициативы. Возврат рекламы нужен в первую очередь самим средствам массовой информации – без этой меры с рынка может уйти от 30% до половины всех СМИ. Реклама в СМИ практически не влияет на общее потребление спиртного в стране, считают эксперты.

Отмену ограничений на рекламу в Роспотребнадзоре считают недопустимой. «Предпринимаются попытки по ослаблению ограничений рекламы алкогольной продукции, в том числе разрешению ее распространения в Интернете с ориентацией на молодежную аудиторию», – говорится на сайте ведомства. «Массовое распространение алкоголизма выступает фактором, серьезно ограничивающим возможности общества обеспечивать реализацию прав граждан на жизнь и безопасность, получение воспитания, образования и необходимой для достойной жизни профессии, защиту их от преступных посягательств, морального насилия и издевательств со стороны лиц, злоупотребляющих алкоголем», – уверены в Роспотребнадзоре.

Напомним, что Минкомсвязи предлагает вернуть в СМИ рекламу алкоголя до 2018 года. Это часть антикризисного плана развития медиаиндустрии, который министерство разработало для поддержки средств массовой информации. Либерализация рекламного рынка включает снятие ограничений на рекламу алкоголя, рецептурных лекарственных средств, перенос ответственности за рекламу БАДов с издателя на рекламодателя.

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин отмечал, что объемы рекламного рынка в медиа в целом сократились с 10 млрд долл. в 2013 году до 5 млрд долл. в 2014 году. Финансовая нагрузка на полиграфическую отрасль выросла. По словам Волина, при сохранении темпов падения отрасли к концу 2015 года может закрыться половина российских СМИ. Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев в эфире радиостанции «Коммерсант-FM» говорил о том, что около 30% СМИ погибнет, если не будут приняты дополнительные меры по рекламе алкоголя и табака. 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), с которой министерство согласует свои предложения, ранее высказывалась против полного возврата рекламы алкоголя. Однако в качестве временной меры такое решение может быть принято. На прошлой неделе Волин сообщил, что стороны нашли компромисс и в ближайшее время попробуют его оформить.

Отметим, что в июле прошлого года Госдума одобрила закон о временном прекращении запрета на рекламу пива и напитков на его основе в рамках официальных спортивных мероприятий до 2019 года. Кроме того, 1 января этого года вступил в силу закон, разрешающий на радио и телевидении ночную рекламу вина, произведенного в России из выращенного на ее территории винограда. Как сообщала в апреле глава Минздрава Вероника Скворцова, потребление алкоголя в РФ с 2008 года снизилось на 27% – с 16 до 11 л в год на человека. Но при этом по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) Россия лидирует по количеству смертей, связанных с употреблением алкоголя. Кроме того, несмотря на официальные данные о падении производства алкогольной продукции в связи с ростом акцизов, производство нелегального спиртного в стране только растет. Теневой оборот водки в России в прошлом году вырос в три раза, сообщил в прошлом месяце вице-премьер Александр Хлопонин. Во столько же, по данным Росалкогольрегулирования, увеличились продажи самогонных аппаратов.

Реклама в медиа никак не влияет на объемы потребления спиртного, полагает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Тем не менее эксперт уверен, что возврата такой рекламы в СМИ скорее всего не произойдет. «Есть данные мировых исследовательских компаний о том, что реклама алкоголя абсолютно не влияет на объем и количество потребления. Реклама влияет только на соревнование между брендами, на конкуренцию между торговыми марками, – пояснил Дробиз «НГ». – При этом, как показала практика, ликвидация рекламы не оказала серьезного воздействия на алкогольный бизнес. Этот запрет даже сэкономил деньги алкогольным компаниям. Раньше они были вынуждены рекламироваться в СМИ, а теперь тратятся на рекламу более точечно и разумно». Эксперт отмечает, что алкогольным компаниям сейчас невыгодно снятие рекламных ограничений. «Они не будут выступать против отмены запрета. Но она и так маловероятна. Только ради спасения журналов и газет никто не разрешит рекламу алкоголя. А если ограничения на рекламу и снимут, никакой массовой и тотальной рекламы не будет, производители алкоголя не станут в это вкладываться. После разрешения на рекламу пива траты пивоваров на нее выросли незначительно», – отмечает Дробиз.

«В нынешнем кризисе СМИ серьзено страдают. Но из этого не следует, что алкоголь нужно рекламировать в массовых изданиях. Хотя рекламу в глянце можно было бы разрешить», – говорит завкафедрой политической и деловой журналистики РАНХиГС Андрей Новиков-Ланской. «В ходе дискуссий нужно определить, какую именно рекламу и в каких видах изданий имеет смысл допускать. Для этого нужны более серьезные исследования», – отмечает завкафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1648
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3587
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2641
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2149

Другие новости