Фото Reuters
О бюрократизме российской системы делопроизводства, особенно в финансовой сфере, мы все наслышаны. Но, как говорится, все познается в сравнении. И в этом плане представляет интерес очередной опрос, проведенный немецкими предпринимательскими организациями, такими как Восточный комитет германской промышленности и Российско-германская внешнеторговая палата, среди немецких фирм, работающих в России.
Опрос уникален в том плане, что немецкие предприниматели могли сравнить условия ведения бизнеса в России и Германии. Заслуживает внимания, что крупнейшим препятствием для ведения бизнеса в России они считают наряду с коррупцией чрезмерный бюрократизм, включая правила ведения делопроизводства. Конечно, под этим углом зрения несколько в ином свете видится постановление РФ о порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, вступившее в силу с начала 2015 года. Напомним, что этим постановлением предусмотрено требование о внесении заказчиками, подпадающими под действие 223-ФЗ, в реестр договоров помимо информации о заключении, изменении, исполнении (расторжении) договора также копий документов, таких как копии заключенных договоров, копии всех дополнительных соглашений, вносящих изменения в договоры, копии документов, подтверждающих исполнение договоров (акты сдачи-приемки, счет-фактуры, платежные поручения), копии документов о расторжении договоров и т.д.
Не секрет, что все это ведет к существенному увеличению финансовых и трудозатрат компаний. Около 1 млн договоров заключается такими организациями ежегодно (1 068 446 договоров было заключено компаниями, подпадающими под действие 223 ФЗ, в 2014 году – по данным сайта http://zakupki.gov. ru/).
Среди них есть простые договоры – одноэтапные (70 страниц один договор и 60 страниц документов, подтверждающих исполнение) и многоэтапные (где к 60 страницам договора нужно будет приложить около 600 страниц документов). Это примерно 430 000 000 страниц в год, которые кому-то надо печатать, сканить и загружать в этот реестр. Временные, кадровые и финансовые затраты на обеспечение процесса документооборота могут поставить под сомнение рациональность принятого решения, ведь речь идет о миллиардах рублей.
Нам известно, что ряд компаний пытались привлечь внимание к этой проблеме Минфина, но эти попытки пока так и не увенчались успехом. На ряде совещаний подобные вопросы ставили и представители госкорпораций. Однако минфиновские чиновники упорно все игнорируют. Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов», говорит, что, как показывает практика, чем больше разрешений в работе надо получать и чем больше копий делать (причем неважно, бумажные они или электронные), тем легче работать не становится и бизнес-климат от этого не улучшается.
«Как это будет с вступлением в силу данного постановления, мне сказать сложно. И понятное дело, что оно, как всегда, преследует благие цели. У нас любят говорить о том, что нужно сделать закупки госкомпаний или компаний с госучастием еще более прозрачными. И в этом контексте часто слышен аргумент, что эти компании должны быть столь же эффективны, как и частные. Именно по этому поводу чаще всего слышна критика в адрес госкомпаний, так как по каким-то параметрам они могут отставать от частных компаний. Но к последним нет таких требований. А госкомпании оказываются в заведомо проигрышных условиях, но требуют от них при этом показателей на уровне частного сектора. Поэтому, вводя такие требования, нужно не просто говорить – для чего они нужны, но и объективно оценивать их регуляторное воздействие, то есть каким образом такие требования отразятся на положении этих компаний. В такой погоне за оптимизацией не потребуется ли им нанимать новых сотрудников? Или проводить переобучение старых сотрудников, внося какие-то изменения в имеющиеся регламенты?» – задается вопросами эксперт.
Напомним, в свое время было много проблем и с действующей системой госзакупок у госкомпаний, которые максимально регулировались государством, корпоративными стандартами, признававшимися хорошими. Однако эти стандарты не всегда отвечали экономическим интересам компаний и далеко не всегда были эффективными за счет того, что были вынуждены следовать определенным регламентам и нормативам. В госкомпаниях введение все новых требований делает их действия на рынке менее гибкими в сравнении с частными компаниями. А ведь сейчас в такое непростое экономическое время государство должно, наоборот, стремиться давать больше инициативы экономическим субъектам, и не только малому и среднему бизнесу, о котором чаще говорят.
«Это надо делать и в отношении крупных госкомпаний, – убежден Кондратьев. – Иначе они, вынужденные перенаправлять ресурсы, будут менее эффективны. Увлечение копированием по факту может иметь обратный эффект, который отрицательно скажется на оптимизации и конкурентоспособности компаний с госучастием».