Регулировка механизмов танков в цехе сдачи боевых машин Уральского танкового завода № 183 в Нижнем Тагиле. Фото 1942 года
Успешная работа нашей танковой промышленности стала одним из главных факторов победы в Великой Отечественной войне. Постоянно возрастающее производство военной техники в Советском Союзе позволило восполнять потери, создавать новые танковые и механизированные корпуса и танковые армии. Объемы производства бронетанковой техники в СССР на протяжении всей войны значительно превосходили аналогичные показатели немецкой военной промышленности.
Основы успеха танковой промышленности были заложены в довоенный период. Именно тогда танкостроение сформировалось как полноценная отрасль промышленности. От копирования иностранных образцов советские конструкторы быстро перешли к их совершенствованию, а затем и к созданию собственных танков. В результате в конце 30-х годов был разработан знаменитый Т-34.
Ход войны показал, что образование Наркомата танковой промышленности (НКТП) было крайне своевременной мерой.
Расширение танковой промышленности происходило за счет различных отраслей машиностроения, прежде всего транспортного и сельскохозяйственного, а также судостроения и тяжелого машиностроения, то есть отраслей, обеспечивающих будущее экономическое развитие. Основой танкостроения стал ряд сверхкрупных промышленных гигантов, имевших более 10 тыс. служащих. В тяжелых условиях войны единственным разумным выходом было сосредоточение как можно большей части производственной цепочки на одном предприятии.
Танковые заводы в восточных районах, как и предприятия других отраслей народного хозяйства, формировались как комбинаты с разнообразными производствами, максимально независимыми от поставщиков и работы железнодорожного транспорта.
В Англии и Франции наиболее пригодными для военной конверсии считались небольшие предприятия с гибкой системой производства. В США и Германии военное производство также не было сосредоточено на заводах-комбинатах, а было распределено между группами предприятий, поставлявших детали для отдельно существовавших сборочных заводов. Но такой принцип организации оправдан только в случае четкой работы транспортной системы страны. В Германии рассредоточение производства на нескольких небольших предприятиях вызывалось требованиями снижения потерь от налетов стратегической авиации.
Большая часть танковых заводов СССР была подчинена напрямую руководству наркомата, минуя промежуточную ступень в виде главков. Так достигалась высокая оперативность управления при меньшей численности аппарата. Именно такой стиль управления был наиболее приспособлен к условиям войны.
Стиль работы аппарата НКТП не был жестко формализованным и допускал большую свободу действий. На первом месте всегда было не соблюдение формальностей, а решение стоящих перед организацией проблем.
Советская танковая промышленность начала применять ряд высокопроизводительных технологий, таких как конвейерная сборка, литье в многоразовые формы. В производстве шире применялись специализированные станки, часто переделанные из универсальных. Большой эффект давало использование поточных линий. Помощь танкостроителям оказал метод автоматической сварки, разработанный Евгением Патоном.
С 1942 до 1945 года трудоемкость изготовления танка Т-34 снизилась на заводе № 183 более чем в два раза, с 6900 до 3209 человеко-часов. Почти в четыре раза за этот период снизилась трудоемкость на заводе № 112, с 12 400 до 3380 человеко-часов. Это показывает, что основой достижений НКТП было эффективное использование оборудования и рабочей силы, умелое руководство производством.
Серьезной проблемой, над разрешением которой пришлось много поработать наркомату, стало ухудшение надежности выпускавшихся танков. Снижение квалификации рабочей силы, потери оборудования, дезорганизация хозяйственных связей, дефицит некоторых видов материалов, постоянные отступления от технологии производства, чрезмерное упрощение конструкции производимых танков – все это привело к тому, что весной 1942 года надежность танков резко ухудшилась.
Руководство НКТП быстро осознало ее важность и пыталось принять меры для ее решения.
Постепенно производство вошло в стабильный ритм работы, и на рубеже 1942–1943 годов появились условия для преодоления кризиса. Уже зимой 1943 года ситуация с надежностью улучшилась, а окончательный перелом произошел к лету 1943 года.
Перед войной СССР добился определенного преимущества в этой области благодаря созданию замечательного по комплексу своих боевых свойств танка Т-34. В ходе войны было важно поддерживать это превосходство. К сожалению, это не вполне удалось.
Общий успех советского танкостроения во многом объясняется эффективностью советской социально-экономической системы в целом. Деятельность Наркомата танковой промышленности является опровержением либеральных идеологических догм о государстве как неэффективном собственнике. Напротив, государство при определенных условиях способно успешно управлять крупными экономическими структурами. Это, конечно, не означает, что непременно необходимо полное огосударствление всей экономической жизни. Но советский опыт показывает, что государство эффективно там, где действуют крупные структуры, составляющие становой хребет экономики.