РФ рассчитывает получить доступ на продовольственный рынок Северной Кореи. Фото Reuters
Россия готова инвестировать в разработку ископаемых на территории КНДР, а также обещает Пхеньяну льготный зерновой кредит. Таковы итоги прошедшего вчера заседанияе межправительственной российско-северокорейской комиссии. Продовольственный кредит предполагает поставки Пхеньяну 50 тыс. т российской пшеницы ежегодно в ближайшие три года. Расплатиться по этому кредиту Северная Корея обещает к 2032 году.
По прогнозам чиновников, товарооборот РФ и Северной Кореи к 2020 году может достичь 1 млрд долл. Об этом заявил вчера на заседание межправительственной комиссии РФ и КНДР глава Минвостокразвития Александр Галушка. Фактором ускорения развития сотрудничества, по его мнению, могут стать особые экономические зоны, создаваемые на территории двух стран.
Прогресс в торгово-экономических отношениях двух стран пока не принял необходимого характера, дипломатично формулируют чиновники. К тому же последний год показал отрицательную динамику товарооборота. А 80% общего объема товарооборота приходится на экспорт из России. «По данным Федеральной налоговой службы, в 2014 году товарооборот между РФ и КНДР составил 92,3 млн долл. – снижение на 18,1%. Российский экспорт сократился на 20,6% – до 82,2 млн долл., импорт увеличился на 9,4% – до 10 млн долл.», – уточнил министр.
Ранее Галушка заявлял о динамичном росте финансового оборота в рублях между двумя странами. «С начала текущего года объем рублевых расчетов Россией и КНДР превысил 3,5 млрд руб. и продолжает нарастать», – сообщал министр. А переход на расчеты в рублях, по его словам, «стал важным индикатором взаимодействия государств».
Как известно, Россия и КНДР начали использовать рубли во взаимных расчетах в октябре прошлого года. Переход на взаиморасчет в рублях стал возможным после решения вопроса о списании задолженности КНДР перед Россией по кредитам, предоставленным в период существования СССР. Общая сумма финансовых обязательств Северной Кореи перед РФ по состоянию на 2012 год составляла 11 млрд долл. По условиям принятого в 2014 году соглашения 90% от суммы долга Северная Корея не выплачивает, а оставшиеся 10%, то есть около 1 млрд долл., должны быть погашены корейской стороной в долларах США в течение 20 лет. При этом долг возвращается по схеме «долг в обмен на помощь» – например, за счет реализации совместных проектов.
Пхеньян рассчитывает получить очередной льготный кредит от РФ, теперь уже на покупку пшеницы. Об этом сообщил вчера министр вешних экономических дел Северной Кореи Ли Рен Нам. «Необходимо, чтобы по таким проектам сотрудничества, как поставки пшеницы в качестве государственного кредита, обсуждение прошло в активном духе для получения практического результата», – приводит его слова Интерфакс.
Ранее северокорейская сторона уже обращалась к Москве с просьбой предоставить в 2015–2017 годах государственный кредит по максимальной ставке 4% для закупки зерна объемом 50 тыс. т в год. Пхеньян при этом готов погасить заем в течение пяти лет, но не ранее чем через 10 лет после окончания зерновых поставок. В подписанном же вчера протоколе межправительственной комиссии отмечалось, что в феврале этого года в Минфине РФ были проведены двусторонние консультации по вопросу о предоставлении КНДР продовольственного кредита. «По итогам консультаций стороны договорились продолжить рассмотрение вопроса с учетом возможности РФ и платежеспособности КНДР», – говорится в подписанном документе.
Проблему в механизмах оплаты со стороны республики видят, в частности, в компании «Русгидро», планирующей реализовать в стране проект по поставкам 60 МгВт электроэнергии с объемом инвестиций в 3,5 млрд руб. «Основная проблема – механизм оплаты КНДР полученной энергии. Наша компания заинтересована в том, чтобы получать живые деньги», – приводит опасения предправления «РусГидро» Евгений Дод. Тем не менее в компании надеются достичь договоренности. Вполне возможно, что такой договоренностью может стать предложение КНДР разрешить российским компаниям допуск к разработке месторождений меди взамен на обеспечение электроэнергией Восточного побережья государства. «Корейская сторона предложила российской стороне рассмотреть возможность поставки электроэнергии на участках г. Расон, г. Чхончжин, г. Танчхон и в район международного туризма Вонсан–Кымгансан с погашением расходов за поставку электроэнергии медной рудой из месторождения «Онсон» провинции Северная Хамген», – говорится в пресс-релизе Минвостокразвития по итогам встречи.
Впрочем, пока неизвестно, предоставит ли РФ стране подобный продовольственный кредит и в какой валюте КНДР будет его выплачивать. Однако эксперты «НГ» разошлись во мнениях относительно возможных вариантов оформления кредита. «России интереснее выдавать заем в валюте, причем фиксировать курс на неких средних годовых отметках», – поясняет старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«Исходя из приведенных ставок, валютой кредита станут доллары США, поскольку рублевая инфляция не позволяет кредитоваться в российской валюте под столь низкую ставку», – замечает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов.
Для РФ экономически выгодно выдать товарный кредит, говорит директор департамента банка «БКС Премьер» Дмитрий Костенко. «Причем зафиксировать заем в тоннах, а момент оплаты за зерно фиксировать в рублях РФ на дату погашения от биржевой цены. В таком случае внутренние производители получат госконтракты, да и цены на отгруженное зерно будут корректироваться в момент оплаты сырьевого кредита.
«Льготный кредит для КНДР должен выдаваться в рублях. К тому же вряд ли у Северной Кореи найдется достаточное количество американских долларов, чтобы погасить кредит», – напоминает завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. По его мнению, для России главное сейчас закрепиться на азиатских рынках, к тому же и вариантов продвижения здесь для страны остается не так и много. И в этом случае потери РФ от предоставляемого Пхеньяну льготного кредита невысоки. «Задача РФ в этой сделке – в первую очередь привязать КНДР к себе и стать поставщиком продовольствия в страну», – указывает эксперт.
Подобный кредит нужно воспринимать скорее как меру поддержки, считает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. «Риск того, что деньги не будут возвращены, сохраняется. И подобное уже было во времена СССР. Наша страна выдавала Северной Корее кредит, а потом этот долг списывался», – добавляет он.
Никаких экономических обоснований в выделении кредита на таких условиях не может быть, соглашается аналитик QB Finance Мадина Абаева. «Максимальная ставка 4% со сроками погашения пять лет спустя 10 лет после окончания поставок – на таких условиях говорить о выгоде для России не стоит, это чистой воды благотворительность, учитывая, что в конечном итоге долг с высокой степенью вероятности будет списан», – резюмирует она.