Власти обещают завершить начатые дорожные проекты несмотря ни на что. Фото Светланы Холявчук/Интерпресс/ТАСС
Транспортная инфраструктура попадет под бюджетный секвестр. Примерно 20% проектов находятся сейчас на этапе отсрочки или заморожены, сообщил вчера Минтранс. Однако, как пояснили «НГ» в Росавтодоре, если говорить именно о федеральной дорожной сети, то под сокращение попадут не уже начатые, а только новые, предстоящие проекты по реконструкции и строительству. Там добавили, что главный приоритет дорожной отрасли на ближайшие годы – проектирование и строительство транспортного перехода в Крым через Керченский пролив.
Около 20% проектов транспортной инфраструктуры в России находятся сейчас на этапе отсрочки или заморожены. Об этом, как передает Интерфакс, заявил вчера глава Минтранса Максим Соколов. «Секвестр бюджета, который уже стал реальностью, коснется всех субъектов и округов», – сказал министр. Однако с 2016 года ситуация начнет улучшаться, «все разрывы и задержки удастся наверстать с началом реализации проектов», обещает Соколов. Из выступления министра можно было понять, что теперь на те же 20% снизятся и расходы на транспортную инфраструктуру, ведь иначе было бы довольно бессмысленно замораживать пятую часть всех проектов.
Вчера президент Владимир Путин подписал закон о кризисных поправках в бюджет-2015. По сравнению с первоначальной версией доходы бюджета теперь сокращаются примерно на 17%, расходы – на 2%. Хотя правительственные чиновники, прежде всего из Минфина, не раз говорили, что на самом деле нужно сократить бюджетные расходы на 10% практически по всем статьям и даже больше чем на 10%. Причем это урезание расходов должно состояться не только в 2015 году, но и в 2016-м.
Похоже, что на транспортной инфраструктуре решили сэкономить даже больше, чем на других статьях. В то же время такая экономия может вызвать вопросы. По последним данным Минтранса, в России на 1 тыс. кв. км территории приходится 5 км железнодорожных путей, примерно 54 км автомобильных дорог, из которых около 43 км – с твердым покрытием. И по этим показателям РФ отстает от многих как развитых, так и развивающихся стран. Например, если брать более или менее территориально сопоставимые с Россией страны, то в США на 1 тыс. кв. км приходится 23,5 км железнодорожных путей, в Китае на 1 тыс. кв. км приходится 441 км автомобильных дорог.
В Росавтодоре вчера описали для «НГ» некоторые детали сокращения, уточнив, правда, что агентство полномочно комментировать ситуацию только с федеральной дорожной сетью. Судя по объяснениям федерального агентства, пока рано паниковать из-за сокращения строительства дорог в стране. «В части строительства и реконструкции федеральных дорог нет остановленных проектов. Подчеркнем, что в текущем году Федеральное дорожное агентство продолжит работы по ранее начатым объектам строительства и реконструкции. Речь идет о том, что в 2015 году не будут начинаться именно новые проекты строительства и реконструкции», – пояснили чиновники.
Большинство контрактов на строительство федеральных дорог имеет долгосрочный характер – 3–4 года. Как говорят в федеральном агентстве, «в условиях оптимизации бюджета Росавтодор сфокусируется на введении в эксплуатацию в установленные сроки всех объектов, которые уже находятся в стадии активной реконструкции или строительства».
Россия отказывается от нового дорожного строительства. Фото c сайта www.rosavtodor.ru |
Кроме того, в ближайшие годы Росавтодор будет создавать новые технические заделы для дорожного строительства. Объемы строительства будут расти, но более плавно, чем, например, в 2013–2014 годах. «Так, в 2016 году планируется ввести в эксплуатацию 360 км, в 2017-м – 384 км. В последующие годы данные показатели планируется увеличивать быстрее – до 750–1000 км за сезон», – отмечает Росавтодор и добавляет, что такие темпы и объемы соответствуют выполнению поручения президента РФ об удвоении дорожного строительства к 2022 году по сравнению с предыдущим десятилетием.
Решение о том, какие задачи дорожного хозяйства в каком регионе важнее, принимаются не в Москве, а на уровне самих регионов. Однако есть у страны и общероссийские приоритетные проекты. «Главный приоритет дорожной отрасли на ближайшие годы – проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив», – уточняют в ведомстве. Также в списке приоритетных инвестиционный проект реконструкции участков автомобильной дороги Новороссийск – Керченский пролив, строительные и ремонтные работы на федеральных дорогах Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа, развитие дорог, соединяющих Москву с регионами России и соседними государствами.
«Расходы на приведение дорог в нормативное состояние сокращаться не будут. В 2015 году на ремонт и содержание федеральных дорог государство потратит 219 млрд руб. Также не планируется сокращение субсидий регионам в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года (10 млрд руб. в 2015 году). 54 млрд руб. будет выделено в 2015 году в рамках начала реализации проекта строительства Керченского моста. В 2015 году на строительство дорожных объектов планируется выделить 92 млрд руб. (с учетом ожидаемой оптимизации бюджета)», – перечисляют в Росавтодоре.
Дополнительно на выполнение поручений президента об удвоении объемов дорожного строительства в субъекты РФ направляются 69,3 млрд руб., говорят в ведомстве. Однако Росавтодору «известно, что данная сумма может быть скорректирована в законе на 10% в соответствии с общим трендом оптимизации федерального бюджета». Хотя и эта оптимизация коснется не всех бюджетных отчислений.
«Само по себе сокращение числа реализуемых проектов еще не говорит о значительном сокращении затрат, – замечает замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» Станислав Сафин. – Когда ресурсы ограничены, крайне важно не распылять средства, а фокусировать на решении конкретных, принципиально важных задач».
Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов обращает внимание, что в Минтрансе говорят об отсрочке или замораживании 20% проектов, но не о том, что на эти 20% сократятся расходы бюджета на дорожное строительство – это вовсе не одно и то же. «Смысл секвестра заключается в сокращении всех расходных статей бюджета на равную величину», – поясняет эксперт. То есть если речь идет об урезании всех расходов на 10%, то, значит, транспортная отрасль не станет здесь особым исключением, ее финансирование сократится на те же 10%.
«На основании слов Максима Соколова делать какие-либо конкретные выводы преждевременно», – считает бизнес-консультант по строительной технике JCB Петр Плаунов. Но, как говорит эксперт, в любом случае новость о приостановке 20% проектов оптимизма не добавила. «Теперь важно понять, планируются ли сокращения инвестиций в дальнейшем или это действительно объективная реальность для 2015 года», – рассуждает Плаунов.
Постоянные разговоры представителей Минфина о необходимости сократить бюджетные расходы наводят на мысль, что и в 2016 году ситуация заметно не улучшится – особенно если учесть, что, согласно прогнозам большинства независимых аналитических центров, в 2016 году экономического роста скорее всего не случится. «Полагаю, темпы сокращения расходов государства в области транспорта будут выше, чем в других областях», – говорит ведущий эксперт компании «Уральский союз» Олег Сомин. Причин тому множество – ухудшение инвестиционного климата, отток капитала из России, снижение деловой активности, сокращение потока нефтедолларов.