В КНР готовы построить еще больше ветряных установок. Фото Reuters |
Китай вслед за Европой готов сделать возобновляемую энергетику основой своей экономики. КНР уже сегодня является мировым лидером по суммарной мощности ветряных электростанций. А к 2050 году возобновляемые источники энергии станут доминирующими в общей энергосистеме страны. Российским планам по экспорту газа и нефти в Китай это вряд ли помешает, говорят эксперты. Но предупреждают, что проблемы с реализацией российского газа могут возникнуть независимо от новой стратегии Поднебесной.
В Китае к 2050 году может сформироваться энергосистема, в которой будут доминировать возобновляемые источники энергии, сообщило в пятницу агентство «Синьхуа». К такому выводу пришла команда китайских специалистов из Института энергетических исследований, Государственного центра по возобновляемым источникам энергии и других учреждений, которая три года изучала перспективы развития энергосистемы с долей возобновляемой энергетики до 60%.
По словам зампредседателя Китайского общества по изучению энергоресурсов Хэ Цзянькуня, курс развития национальной энергетической стратегии определен, и все будет зависеть от того, насколько успешно в ближайшие годы удастся преодолеть технологические и институциональные барьеры.
В то же время, как отмечает замначальника отдела Государственного управления по делам энергетики Ши Лишань, несмотря на то что закон о возобновляемых источниках энергии действует в Китае уже не первый год, общего понимания необходимости их приоритетного использования до сих пор нет. Это связано и с неустойчивым характером выработки возобновляемой энергии, и с проблемами координации интересов разных представителей энергосообщества.
Отметим, что Международное энергетическое агентство (МЭА) также прогнозирует рост мирового производства из возобновляемых источников энергии. Согласно долгосрочному прогнозу МЭА, к 2040 году использование биотоплива увеличится почти втрое и составит 4,6 млн баррелей в сутки, а использование возобновляемых источников энергии для выработки тепла вырастет более чем вдвое. «Генерация энергии из возобновляемых источников вырастет более чем в два раза в странах, не входящих в ОЭСР, во главе с Китаем, Индией, Латинской Америкой и Африкой. Ветроэнергетика составит львиную долю роста в генерации энергии из возобновляемых источников (34%), за ней последуют гидроэнергетика (30%) и солнечная энергетика (18%)», – говорится в прогнозе. При этом доля использования энергии ветра и солнца в энергетическом балансе мира увеличится в четыре раза, отмечают аналитики.
Отметим, что Китай еще в 2009 году выбился в мировые лидеры по темпам наращивая мощности ветровых электростанций (см. «НГ» от 17.02.10). В 2012 году темпы строительства ветряных турбин в стране замедлились. Однако, по данным Всемирного совета по энергии ветра, Китай к этому времени уже занимал первое место в мире по объему установленных мощностей (77 ГВт), обогнав США (60 ГВт), Германию (31 ГВт), Испанию (23 ГВт) и Великобританию (8,5 ГВт). В области солнечной энергетики страна также демонстрирует успехи, производя более 60% всех солнечных панелей. Как писала ранее «НГ», к 2013 году китайские компании захватили почти 80% европейского рынка солнечных батарей, вытеснив местных производителей (см. номер от 10.06.14).
Добавим, что, согласно долгосрочному прогнозу компании BP, в целом мировой спрос на энергоресурсы до 2035 года увеличится на 37%. «Россия сохранит свою позицию крупнейшего экспортера энергоресурсов. Но ожидания по росту добычи связаны в основном не с ней, а с США и Китаем. Кроме того, экспорт трубопроводного газа постепенно будет вытесняться поставками СПГ. Таким образом, до 2035 года Россия еще может почивать на лаврах, но становится очевидным, что пора предпринимать меры по сохранению рыночной доли в более долгосрочной перспективе», – говорится в исследовании.
Добавим, что, согласно проекту обновленной Энергостратегии РФ до 2035 года, ожидается падение добычи нефти в стране к 2020 году на 2% с риском снижения к 2035 году на 10%. Добыча и экспорт газа, согласно проекту, должны расти в любом случае, но медленнее, чем это предполагалось в прежнем варианте Энергостратегии. Прогноз экспорта трубопроводного газа на 2035 год сократился с 360 млрд до 331 млрд куб. м за счет снижения поставок в Европу. При этом все запланированные проекты экспорта газа в Китай в энергостратегии сохраняются, хотя консервативный сценарий и допускает сдвиг сроков их реализации.
Напомним, что в прошлом году Россия и Китай заключили контракт на строительство газопровода «Сила Сибири» и поставку в КНР газа в течение 30 лет. Объемы экспорта должны составить 38 млрд куб. м ежегодно. Позже между странами был также пописан меморандум о поставках по еще одному, так называемому западному маршруту. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял тогда, что с учетом наращивания этих объемов в среднесрочной перспективе экспорт газа в Китай может превысить текущие объемы поставок в Европу.
Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что планы Китая по развитию альтернативной энергетики вряд ли помешают российскому партнерству с Поднебесной. «Альтернативные источники сейчас не представляют большого интереса для инвесторов. Даже проекты, связанные с солнечной энергетикой, в Китае сейчас сворачиваются и замораживаются, – отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Поэтому в обозримом будущем прорыва в этой области ждать не приходится». Долю производства альтернативной энергии в 60% эксперт считает чересчур оптимистичной. «Энергетические компании Китая больше стремятся участвовать в проектах по разработке и добыче углеводородов, в том числе и за пределами страны, инвестировать в инфраструктуру. А альтернативные сценарии вряд ли будут реализованы. Но тем не менее, если берется такая высокая планка, это показатель того, что возобновляемая энергетика в Китае будет поддерживаться и иметь свою нишу», – рассуждает Пасечник.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что с поставками российского газа в КНР могут возникнуть проблемы – но не из-за развития возобновляемой энергетики в стране. «Прогнозировать трудно и до 2020 года, не то что до 2050 года. Но, учитывая способность Китая осваивать передовые технологии, я склонен доверять таким прогнозам. Что касается планов России, то они и так находятся под большой угрозой. Если нефть китайцы готовы покупать в таких количествах, которые РФ готова предложить, то спрос на газ остается под вопросом», – говорит эксперт. «Уже сейчас, несмотря на подписанный документ с «Газпромом», потребности Китая в газе полностью удовлетворяются за счет нероссийских источников – 90 млрд куб. м в год поступает из Средней Азии, 70 млрд куб. м – это сжиженный природный газ, плюс собственная добыча, которая развивается довольно динамично», – отмечает Крутихин. По его словам, Китай полностью покрывает свои потребности в голубом топливе до 2035 года, и российскому газу там просто может не оказаться места.