Желающих пообедать в кафе в скором времени может стать еще меньше. Фото Reuters
Путешествия, развлечения и деликатесы – статьи расходов, на которых россияне экономят чаще всего. Об этом говорят последние социологические опросы. Большинство граждан при этом не ждут быстрого улучшения своего положения, а готовятся к худшему – росту цен и безработицы, падению доходов. И не напрасно: многие экономисты предсказывают, что роста зарплат не будет еще несколько лет.
Хотя чиновники рассуждают о скором выходе из кризиса, россияне не спешат отменять режим экономии. Исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, от чего граждане готовы отказаться прежде всего. В опросе приняли участие 1500 человек старше 18 лет. Самыми популярными статьями для экономии оказались развлечения (37%), путешествия (32%) и деликатесы (30%). По 21% опрошенных готовы сократить расходы на одежду и рестораны, а по 15% – на еду в целом и на гаджеты. Значительно реже, чем в среднем по выборке, о готовности экономить на еде и алкоголе заявляли представители высокодоходной группы населения: как правило, они даже повышают такие траты, заменяя тем самым подходы в рестораны.
Экономить на косметике готовы только 6% россиян, на бытовых услугах – 5%, сокращать медицинские расходы – 4%, оплату мобильной связи и транспорта – по 3%. Добавим также, что среди респондентов старше 60 лет 8% признались, что готовы экономить на лекарствах.
Интересно, что только 5% респондентов сообщили о готовности меньше тратить на спорт. Однако это вряд ли означает, что большинство россиян являются заядлыми спортсменами. Скорее эта цифра говорит о небольшой доле граждан, которые оплачивают собственные занятия спортом. По крайней мере с расходами на красоту ситуация обстоит именно так: траты на уход за собой готовы сократить 22% опрошенных женщин и лишь 9% мужчин. И это объясняется не тем, что российские мужчины следят за собой лучше женщин, а скорее тем, что они в среднем меньше тратят на парфюмерию и салоны красоты, говорят эксперты «Ромира».
О том, что россияне не верят в скорое улучшение своего благосостояния, говорит и опрос фонда «Общественное мнение», опубликованный в среду. Среди 1500 взрослых респондентов 82% выразили уверенность в том, что цены на товары, продукты и услуги в ближайшее время вырастут. Около 70% признались, что ожидают роста цен на жилье. А 72% опрошенных ждут дальнейшего увеличения безработицы. Две трети респондентов уверены, что доходы в ближайшие несколько месяцев будут снижаться. Тем не менее в рост курса рубля верят 35% респондентов, а 20% полагают, что рубль подешевеет, отмечают социологи.
Судя по последним прогнозам, россияне не зря готовятся к экономии. Центр развития ВШЭ прогнозирует, что падение реальных зарплат продлится два года. При самом неблагоприятном сценарии сохранения нефтяных цен в 50 долл. за баррель падение реальных зарплат в 2015–2016 годах составит 9,4% и 3% соответственно. Если же цены на нефть вырастут до 60–70 долл., то зарплаты в ближайшие два года будут падать чуть меньше – «всего» на 8,6% и 2% соответственно.
Директор Института социальной политики ВШЭ Cергей Смирнов уверен, что возвращения потребительского оптимизма придется ждать еще очень долго. «Люди чаще всего оценивают ситуацию глядя на ценники в магазинах, а они в ближайшее время не вернутся на докризисный уровень», – говорит эксперт.