Туркменский газ надеются получить в Евросоюзе. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm
Бывшим советским республикам Центральной Азии американцы предлагают разнообразную помощь в обмен на их отказ от сотрудничества с Россией. Так в изложении Reuters выглядит новая политика США на постсоветском пространстве. Между тем эксперты считают, что фактор китайской экспансии в Центральной Азии уменьшит шансы американцев на реализацию антироссийских сценариев в Туркмении и Казахстане.
Казахстан сообщил о начале очередных учений с силами НАТО на фоне просьб соседней Туркмении помочь ей в защите границы с Афганистаном и заявлений Вашингтона, увязавшего безопасность Запада со стабильностью в Центральной Азии и уменьшением ее зависимости от России, сообщает Reuters.
Еще в марте Госдепартамент США обнародовал обновленную стратегию развития взаимоотношений со странами Центральной Азии, согласно которой новые взаимоотношения с регионом позволят в том числе бороться с боевиками «Исламского государства». «Почему США должны беспокоиться о странах Центральной Азии? Самый фундаментальный ответ таков: посмотрите на карту», – цитирует Reuters слова заместителя помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Хогланда.
К слову, в конце марта зарубежные СМИ, ссылаясь на заявления высокопоставленного генерала Пентагона Ллойда Остина, писали, что Туркмения попросила у США военной помощи для обеспечения безопасности на границе с Афганистаном, на что в Вашингтоне ответили с одобрением. «Туркмения, провозгласившая политику нейтралитета, существенно ограничила и наши возможности для военного сотрудничества. Но мы сделаем все, чтобы поддержать эту просьбу», – цитировали СМИ американского генерала (см. «НГ» от 31.03.15).
Тем не менее, исходя из официальных сообщений Госдепартамента США, столь однозначный вывод Reuters о «помощи в обмен на охлаждения отношений с РФ» сделать нельзя. В частности, само издание приводит слова замгоссекретаря США Энтони Блинкена о том, что США не предлагают ни одному государству выбирать между ними и кем-то еще. «Мы полностью поддерживаем стремление стран Центральной Азии проводить многовекторную внешнюю и экономическую политику», – подчеркивал он. Однако он напомнил, что действия России на ее периферии, «включая нарушение территориальной целостности и суверенитета Украины», подрывают фундамент международного порядка по всему миру и что страны Центральной Азии в целом «понимают угрозы, которые несет Россия, лучше, чем кто-либо другой».
Одной из нерешенных проблем отношений Туркмении и России по-прежнему остается вопрос поставки туркменского газа европейским поставщикам через Каспий, против чего еще недавно открыто выступала Москва. Речь идет о проекте Транскаспийского газопровода, часть участка которого должна проходить по дну Каспийского моря. Этому проекту мешает неурегулированный правовой статус Каспия, из-за чего решения о строительстве должны утверждаться всеми странами, имеющими выход к водоему. «В случае раздела прибрежные страны смогут самостоятельно строить нефте- и газопроводы. Следовательно, Туркменистан сможет реализовать проект Транскаспийского газопровода для вывода своих ресурсов на европейский рынок. Туркменский газ в этом случае вполне сможет конкурировать в Европе с российским топливом», – пояснял заместитель главного редактора издания «Нефть и капитал» Игорь Ивахненко (см. «НГ» от 23.09.14).
Открытое же противостояние России и игнорирование ее позиции в этом вопросе вполне могут вылиться в вооруженный конфликт, предупреждали четыре года назад эксперты «НГ». «Запад недооценивает решимость Москвы прибегнуть к силе, чтобы не допустить реализации трубопроводных проектов через Каспийское море. И объясняется это не столько экономическими причинами, сколько военно-политическими», – объясняли тогда эксперты (см. «НГ» от 22.11.11). С тех пор, похоже, мало что изменилось.
Между тем Туркмения уже начала собственную программу перевооружения. Так, в феврале военный еженедельник Jane’s International Defence Review сообщил о том, что Туркмения впервые за последние несколько лет заказала ракетные комплексы для оснащения своих ВМС. «Эти вооружения, судя по всему, должны будут появиться на сторожевых катерах, стоящих на вооружении Государственной пограничной службы Туркмении», – пишет портал chrono-tm.org.
Относительно недавно основным потребителем туркменского газа была Россия. Но теперь туркменский газ экспортируется главным образом в Китай и Иран. Объем поставок Туркмении в Китай достиг 95 млрд куб. м в год, что делает Поднебесную одним из лидеров региона по импорту газа (см. «НГ» от 27.03.15).
Реализации же Транскаспийского проекта на сегодняшний момент мешают нерешенные коммерческие вопросы. Однако, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, проект вполне может быть реализован. «Основной противник этого проекта – Россия, так как туркменский газ будет конкурировать с российскими поставками в Европу», – указывает эксперт. К тому же, напоминает он, основной игрок, имеющий вес в данном регионе, – Китай – не возражает против строительства.
У Пекина значительные интересы в странах Центральной Азии, добавляет замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «КНР активно инвестирует в регион, не конвертируя собственные вложения в какое-либо политическое давление», – замечает он. В случае если Штаты все же попытаются усилить свое влияние в Туркменистане – это уже не устроит Поднебесную. «В результате США рискуют испортить отношения не только с Россией, но и с Китаем. В ответ Пекин вполне может совместно с Москвой начать противостояние американским планам», – резюмирует Жарихин.