Людям с низким достатком придется экономить на основных продуктах питания Фото Reuters
В отличие от кризиса 2008–2009 годов нынешний будет более болезненным, а основной его удар придется на граждан с низкими доходами. К такому выводу пришли вчера экономисты Высшей школы экономики (ВШЭ). Они сравнивали последние кризисы по степени сокращения потребительского спроса. Если в прошлый кризис спрос был отброшен на полтора года, то в нынешний – на три года назад.
Несмотря на действия правительства и заявления министров экономического блока о стабилизации ситуации в экономике, реальных оснований для подобного оптимизма, по мнению экономистов ВШЭ, не так уж и много. «С одной стороны, это укрепление курса рубля к доллару на 15%. С другой – снижение инфляции в марте до 1%, вызванное исчерпанием большей части негативных эффектов прошедшей девальвации и контрсанкций, а также резким снижением спроса в первые два месяца 2015 года», – поясняет директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
Однако, напоминают эксперты, даже эти небольшие достижения в любой момент могут оказаться под сомнением. «Хотя экономический блок правительства, и особенно Центробанк, достаточно успешно справляются с решением задачи стабилизации денежной сферы, главные риски, которые в любой момент могут подорвать достигнутую стабильность, находятся за пределами их контроля», – указывает Акиндинова. В частности, под такие неконтролируемыми риски, по мнению экономистов, подпадает ситуация на нефтяном рынке, а также внешняя политика.
Возможности для какого-либо улучшения экономической ситуации в текущем году весьма ограниченны. «Снижается потребление населения, оптовая торговля, строительство и даже промышленное производство. Инвестиционный спад также сохранился», – отмечает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов.
Февраль стал вторым месяцем ярко выраженного экономического спада в стране, спровоцированного действием взаимных санкций между РФ и странами Запада, а также падением цен на нефть. «На фоне все еще разогретого девальвацией роста цен в феврале продолжила ухудшаться ситуация с потребительской активностью населения. Мощное январское падение розничного товарооборота на 9% к декабрю и на 4,5% к январю прошлого года продолжилось и в феврале: снижение к январю составило почти 1%, а к февралю прошлого года – уже около 8%», – напоминает он.
В итоге к концу прошлого месяца падение спроса к февралю прошлого года по продовольственным и непродовольственным товарам практически сравнялось – минус 7,7% по первым и минус 7,5% по вторым. А значит, продолжает Кондрашов, нынешний кризис заставляет население жертвовать покупкой продуктов сильнее, чем это было шесть лет назад. «В прошлый кризис объем розничного товарооборота в августе 2009 года был на 9% меньше, чем в сентябре 2008 года. При этом продажи продовольствия просели на 5,6%, а непродовольственных товаров – на 12,7%», – уточняет он.
В результате, замечает экономист ВШЭ, и по процентному падению, и по количеству месяцев «отката назад» население в нынешний кризис по сравнению с прошлым в большей степени жертвует потреблением продуктов – как в абсолютном выражении, так и в сравнении с непродовольственными товарами. «По итогам февраля потребление продуктов опустилось до уровней 45-месячной давности, или почти четырех лет, – против всего 15 месяцев в прошлый кризис», – поясняет Николай Кондрашов.
Причину подобного явления экономисты видят в продовольственном эмбарго, которое усилило перекос в сторону продовольственной инфляции, в то время как в прошлый кризис подобных тенденций не наблюдалось. Следовательно, нынешний кризис более масштабно ударит по россиянам с низким уровнем дохода.
Падение реальных денежных доходов населения в годовом выражении произошло впервые за последние 15 лет, напомнили вчера в Российской академии народного хозяйства и госслужбы. «Даже в 2009 году динамика реальных доходов благодаря государственной политике поддержки бюджетников и пенсионеров находилась возле нулевых отметок. А последнее резкое сокращение реальных доходов население нашей страны переживало осенью 1998 и в 1999 году», – отмечают в исследовательском холдинге «Ромир» по результатам мартовского опроса населения. Согласно выводам исследования, реальные доходы населения в первом квартале 2015 года упали до 9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, что привело потребителей в состояние глубокого уныния. «Доля семей, совершавших различные крупные покупки на протяжении прошедшего полугодия, резко снизилась», – уточняют в холдинге. Так, почти 40% участников исследования заявили, что в прошедшие шесть месяцев их семьи не совершили ни одной крупной покупки или траты. В то же время в сентябре прошлого года доля семей, не совершавших крупных расходов за полугодие, была в 1,5 раза ниже – 27%. А в 2011 году доля таких семей едва превышала 20%.
При этом наиболее массовой крупной покупкой последнего полугодия стало приобретение одежды и обуви. Но если в 2014 году такие покупки сделали 45% семей, то за отчетный период – только 17%. «Это недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что потребительский выбор на рынках одежды и обуви резко сместился в нижние ценовые сегменты. То есть россияне не перестали покупать одежду и обувь, но многие перестали покупать дорогую одежду и обувь», – поясняют социологи.
Восстановления потребительского оптимизма в ближайшие полгода, вероятно, также не предвидится. Более половины респондентов заявили, что не планируют крупных расходов и в следующие полгода. «Но это связано и с тем, что часть крупных расходов может носить незапланированный характер», – указывают в «Ромире». Однако еще ни разу за последние пять лет доля семей, собирающихся воздержаться от крупных покупок в течение полугодия, не превышала 45%, отмечают исследователи.
По мнению руководителя отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра Марины Красильниковой, подобное поведение россиян становится отличительной чертой именно текущего кризиса. «Перед самым началом кризиса 2008–2009 годов наблюдался значительный потребительский бум, чего нет в текущем кризисе – идет плавное снижение товарооборота», – указывает она. В результате более не защищенные слои населения начали экономить еще перед началом кризиса, в то время как жители РФ с большим уровнем достатка присоединились к ним лишь в начале этого года.
Текущий кризис ударит прежде всего по гражданам с низким уровнем дохода, соглашаются опрошенные «НГ» эксперты. «Одной из причин этого является более высокий рост продовольственной инфляции. Именно расходы на продукты съедают львиную долю доходов граждан, чей достаток ниже среднего», – считает управляющий партнер «ФинЭкспертизы» Нина Козлова. «Любой кризис сильнее всего ощущается гражданами с низким уровнем дохода», – напоминает гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов.
Если у среднего класса еще могут быть какие-то ресурсы по сокращению расходов за счет покупки более доступных товаров, то у малообеспеченных слоев такой замены, как правило, нет, отмечает директор по стратегическому развитию компании «Градиент Альфа» Светлана Тищенко. По ее мнению, текущий кризис более корректно сравнивать с кризисом 1998 года. «Перспектив для роста зарплат нет, и на фоне девальвации рубля это неизбежно ведет к сокращению потребительской корзины», – говорит Тищенко.