Центробанк отслеживает незаконные операции по выводу капитала. Фото Reuters
Белорусские чиновники все чаще фиксируют попытки незаконно вывести капитал из России в третьи страны через Белоруссию. Несколько лет назад объем таких сомнительных операций оценивался в 15 млрд долл. Сейчас с учетом роста оттока капитала в целом это число может увеличиться в разы. Однако в Центробанке (ЦБ) говорят об успехе борьбы с незаконными схемами.
«На сегодняшний день мы озабочены ситуацией, которая происходит у наших соседей. Как только разразился финансовый кризис в России, мы видим, как нечистоплотные граждане пытаются через нашу банковскую систему выводить активы в третьи страны», – сообщил директор департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Белоруссии Вячеслав Реут в эфире телеканала «Беларусь 1».
«В департамент финансового мониторинга ежедневно поступает более 400 сообщений о подозрительных финансовых операциях. Мы отслеживаем финансовые потоки и стараемся в них выявить именно те операции, которые являются подозрительными, которые могут свидетельствовать о совершении каких-то преступлений», – пояснил Реут. Он рассказал, что белорусская финансовая разведка благодаря сообщению одного из банков пресекла незаконную схему вывода денег из бюджета «одной восточной страны».
«Была проведена операция, на сегодняшний день возбуждено четыре уголовных дела, заблокировано 3,5 млн долл.», – сообщил он.
«Эта сумма – капля в море по сравнению с возможными масштабами проблемы, – рассказал «НГ» зампредседателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. – По некоторым данным, только через Молдову было выведено около 18 млрд долл., через Беларусь – около 15».
Вывод средств происходит по различным схемам. «Одна из них применяется по отношению к беднейшим странам СНГ, Азии и Восточной Европы. Компании через банки этой страны кредитуют фирмы-однодневки и таким образом выводят капитал. Выбор стран обусловлен, как правило, высоким уровнем коррупции и низким уровнем благосостояния населения, благодаря которому поиск желающих стать собственником фиктивной компании особого труда не составляет», – рассуждает Люшин.
Что касается Белоруссии, здесь ситуация несколько иная. «В качестве потенциальной лазейки используется ее членство в Таможенном союзе (ТС). Союз является самым удобным способом вывода средств за пределы России в обход валютного контроля. Кроме того, в рамках ТС не действует таможенный контроль – импортерам не нужно оформлять на российской таможне грузовую декларацию, подтверждающую наличие товара», – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«Таким образом, по сути, можно оплачивать несуществующие товары, – подтверждает Андрей Люшин. – Это правило распространяется на все страны Евразийского экономического союза и Таможенного союза. Банки при этом в схемах участвуют по неведению, и винить их тут по большому счету не в чем».
Отметим, что о фиктивном импорте из стран ТС в Центробанке говорят не первый год. Только по итогам 2012 года благодаря этой схеме из России было выведено около 10 млрд долл. через Казахстан и 15 млрд долл. – через Белоруссию. Суммарно это тогда составило почти половину всего чистого оттока капитала из страны (около 54 млрд долл.).
При этом, напомним, в 2014 году чистый отток капитала по сравнению с предыдущим годом вырос в 2,5 раза – до 151 млрд долл. То есть можно предположить, что объем незаконно выведенных через Белоруссию денег также вырос – и сообщения белорусской финансовой разведки об учащении подозрительных финансовых операций косвенно это подтверждают.
Впрочем, с этим согласны не все эксперты. По мнению аналитика холдинга «Финам» Антона Сороко, о значительных суммах тут говорить не приходится. «Обычно каналы вывода капитала из страны напрямую завязаны с различными офшорными юрисдикциями, ведь дополнительное звено в любой цепи повышает рискованность всей схемы. Думаю, что здесь речь скорее всего идет о нескольких десятках миллионов долларов», – отмечает он.
«По состоянию на 1 марта этого года размер банковской системы РФ составлял более 1,2 трлн долл., в то время как у Республики Беларусь – не более 36 млрд долл. Таким образом, учитывая меньший размер банковской системы Белоруссии, рассчитывать на значительный рост объема бегства капитала из России в эту страну не приходится», – говорит эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин.
В пресс-службе Центробанка «НГ» вчера сообщили, что принимаемые регулятором меры позволили сократить масштабы сомнительных операций по выводу денег за рубеж с 26,5 млрд долл. в 2013 году до 9 млрд долл. в 2014 году. При этом объемы операций, связанных с использованием фиктивных внешнеторговых договоров, когда договор заключается с нерезидентом Таможенного союза, а потом товар якобы должен поступить в Россию из стран ТС, в 2014 году были сведены к минимуму и составили примерно 100 млн долл.