Первый вице-премьер Игорь Шувалов укрепил связи с Китаем. Фото ТАСС
Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в субботу о присоединении России к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который Пекин создает как альтернативу глобальным финансовым структурам, подконтрольным США. Москва использовала шанс для получения статуса учредителя АБИИ, поскольку китайцы прекращают прием заявок от потенциальных учредителей 31 марта. До сих пор российские чиновники настороженно относились к китайским проектам экспансии в Азии.
По прогнозу Азиатского банка развития, к 2020 году объем инвестиций в строительство инфраструктуры Азии составит 8 трлн долл., сообщает агентство «Синьхуа». «Существующий Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие многосторонние структуры развития не могут удовлетворить возникший спрос», – сказал генеральный секретарь многосторонней комиссии АБИИ Цзинь Лицюнь.
Китайцы одобрили решение Москвы о присоединении к АБИИ. «Решение России и многих других стран за пределами Азии присоединиться к АБИИ демонстрирует широкую представительность, открытость и инклюзивность данного банка и заслуживает большого приветствия», – отметили официальные китайские источники.
По состоянию на 28 марта около 40 стран Азии, Европы, Океании и Латинской Америки подписали Меморандум о подготовке к созданию АБИИ или объявили о намерении присоединиться к данной многосторонней структуре в качестве стран-учредителей. Среди них – Китай, Россия, Бразилия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Республика Корея, Австралия и др.
США не входят в состав учредителей глобальной китайской финансовой структуры, но обещают с ней взаимодействовать. Администрация Барака Обамы объявила о намерении сотрудничать с АБИИ, учреждаемым под руководством Китая, после того как несколько стран – союзников Штатов уже высказали желание участвовать в процессе его создания, цитирует Интерфакс американскую прессу. США предлагают АБИИ партнерскую работу с поддерживаемыми Вашингтоном финансовыми институтами, такими как Всемирный банк (ВБ). Предложение о совместной работе нацелено на то, чтобы АБИИ оказывал экономическую помощь Китаю, а не стал инструментом внешней политики Пекина, подчеркивают американцы. Потенциал АБИИ по созданию новых альянсов и его вероятное соперничество с Азиатским банком развития и ВБ вызывают опасения у Вашингтона, поскольку ключевые союзники страны, включая Великобританию, Германию и Францию, в марте вошли в состав учредителей АБИИ.
Отметим, что Россия к этому проекту ранее проявляла крайне сдержанный интерес. «Изучаем пока, очень интересно, но мало информации. Нам пока не предлагали, но мы и не рассматриваем вопрос вхождения в этот банк. Он нацелен, из той информации, которая у нас есть, только на регион Юго-Восточной Азии», – сообщал ранее замминистра финансов Дмитрий Панкин (см. «НГ» от 20.01.15).
Ранее в Китае скорее противопоставляли друг другу собственные планы по созданию Шелкового пути и российский проект Евразийского экономического союза. «Идея России относительно развития Евразийского союза нацелена на сохранение лидирующей позиции страны на постсоветском пространстве. Это объединение главным образом предполагает союз бывших советских республик», – писала в октябре 2013 года «Жэньминь жибао» (см. «НГ» от 14.10.13).
В то же время китайский «Экономический пояс Шелкового пути» – всесторонний проект, который распространяется на восток, запад, север и юг. Если он получит развитие, это принесет выгоду примерно 3 млрд человек, считали китайцы. В рамках идеи экономического пояса можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать Китай, Центральную Азию и Европу, сообщала китайская официальная пресса.
Китайский проект Шелкового пути станет главной темой российско-китайских переговоров, которые пройдут между президентом Владимиром Путиным и главой КНР Си Цзиньпином в мае этого года в Москве. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в субботу. По его словам, необходимо усиление партнерства между Евразийским экономическим союзом и «Экономическим поясом Шелкового пути». Данный формат сотрудничества, добавил Шувалов, предполагает серьезные политические решения на высшем уровне.
Напомним, идею создать «экономический пояс Шелкового пути» и «морской Шелковый путь XXI века» впервые выдвинул китайский лидер Си Цзиньпин в 2013 году. В Москве, в свою очередь, тоже пытались использовать символику Шелкового пути, однако пока без особых успехов. Так, в 2013 году Владимир Путин во время визита в Южную Корею представил идею непрерывного железнодорожного сообщения между Южной Кореей и Европой в качестве нового «железнодорожного Шелкового пути». До сих пор этот проект находится в стадии проработки.
Взаимосвязанность инфраструктуры – приоритетная задача в реализации и китайской инициативы тоже. Об этом говорится в плане действий по совместному строительству «пояса и пути», обнародованном Госкомитетом по делам развития и реформ КНР.
«Страны вдоль «пояса и пути» должны улучшить взаимосвязанность своих планов по строительству инфраструктурных объектов и систем технических стандартов, приложить совместные усилия для строительства международных магистралей и постепенного формирования сети инфраструктуры, которая соединит все субрегионы Азии, а также Азию, Европу и Африку», – отмечается в плане действий китайцев.