Польские таможенники столкнулись с наплывом продуктов из России. Фото Елены Нагорных/PhotoXPress.ru
Изменения в российской внешней торговле западные эксперты называют катастрофическими. По данным Росстата, экспорт из РФ сократился на 30%, а импорт – на 40%. При этом девальвация рубля спровоцировала резкий рост вывоза продовольствия из России. Так, по данным Минсельхоза Польши, импорт российских продуктов в страну подскочил почти на 80%.
Польские чиновники с удивлением констатировали, что ввоз продуктов из России в прошлом году достиг небывалых масштабов. «Импорт продовольственных товаров с надписью «Made in Russia» бьет рекорды», – сообщил вчера Польский культурный центр в Калининграде со ссылкой на СМИ Польши. По предварительным данным Минсельхоза страны, у россиян было куплено продуктов питания на 160,6 млн евро – на 78,9% больше, чем в 2013 году.
По словам Збигнева Экерта из отдела содействия торговле и инвестициям при посольстве Республики Польша в Москве, главную роль в этом явлении сыграла девальвация рубля. В течение 2014 года рубль обесценился к евро и доллару почти в два раза, так что российские товары для иностранцев заметно подешевели. Польские бизнесмены, воспользовавшись этим, стали охотнее закупать товары на российском рынке. При этом жители приграничных с Калининградской областью польских районов тоже предпочитают покупать некоторые продукты и даже электронику в России. В то время как самим калининградцам, наоборот, стало менее выгодно ездить за покупками в Польшу.
Эта картина – только часть радикальных изменений, которые произошли за последний год в российской внешней торговле. Недавно Росстат опубликовал данные о состоянии отрасли в январе 2015 года. В годовом выражении экспорт в этом месяце сократился более чем на 30%. Падение затронуло почти все категории товаров, за исключением калийных удобрений (рост на 10%), продовольствия (рост на 15%) и цветных металлов (остался без изменений). Импорт сократился более чем на 40%.
Росстат отметил падение внешнеторгового оборота со всеми основными партнерами России, кроме Японии (вырос на 32,9%). В том числе с Белоруссией торговый оборот упал на 44%, с ЕС – на 40%. Общий товарооборот сократился в январе почти на 34%. «Сказать, что цифры неприятные, значит почти ничего не сказать. Они – совершенно катастрофические», – комментирует ситуацию американский Forbes. Издание проводит аналогию с глобальным финансовым кризисом 2008–2009 годов, когда внешнеторговый оборот России сократился на 35%. «Ущерб, нанесенный торговле России падением цен на нефть, обесцениванием рубля, западными санкциями и собственными ответными санкциями, по масштабам практически равен ущербу, который ей нанес обвал глобальной финансовой системы, спровоцированный банкротством Lehman Brothers (в 2008 году. – «НГ»). Иначе говоря, все очень серьезно», – пишет Forbes. Журнал, правда, отмечает, что ситуация может быстро нормализоваться – так же, как это произошло в 2009 году. Но для этого необходимы отмена санкций и восстановление высоких цен на нефть. А пока нет никаких гарантий и признаков, что это в ближайшее время произойдет.
«Такие цифры, конечно, не могут воодушевлять и внушать оптимизм. До этого последние несколько лет торговый оборот у нас постоянно рос и сальдо торгового баланса было достаточно высоким. Сейчас сальдо остается положительным – но только за счет того, что экспорт и импорт снижаются почти пропорционально, – пояснил «НГ» профессор ВШЭ Алексей Портанский. – На самом деле если у нас цифры падают, это говорит о том, что наш потенциал по участию в международном разделении труда снижается. Так что ни с точки зрения голых цифр, ни с точки зрения торгово-экономических тенденций ничего хорошего в этом нет». Что касается роста поставок российского продовольствия в Польшу, то это действительно напрямую связано с падением рубля. Так что явление продлится ровно столько, сколько будет действовать выгодное соотношение валютных курсов.
Парадоксы, связанные с девальвацией национальной валюты, затронули не только Россию. Как сообщила вчера Deutsche Welle, жители Белоруссии на фоне февральского обвала гривны почувствовали себя богачами и устремились за покупками на продовольственные и вещевые рынки Украины.