Заявление о переводе денег в негосударственный пенсионный фонд иногда становится условием приема на работу. Фото РИА Новости |
Через неделю правительство может ликвидировать обязательные пенсионные накопления и заменить их добровольными отчислениями. Против этого решения выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и некоторые ведомства, заинтересованные в сохранении принудительных пенсионных накоплений. Между тем государственный Пенсионный фонд России (ПФР) заявил вчера, что перевод гражданами своих накоплений в тот или иной НПФ часто связан с обманом, административным давлением и мошенничеством. Однако представители НПФ не согласны с этими обвинениями.
Значительная часть переводов средств пенсионных накоплений в НПФ вызвана не осознанным желанием граждан, а недобросовестными, порой мошенническими действиями участников рынка, которые выманивают деньги у граждан, заявляют некоторые эксперты пенсионной системы. Впрочем, другие специалисты считают подобные выводы преувеличением. Как вчера уточнили «НГ» в самом ПФР, правильнее говорить, что «зачастую» граждан побуждают переводить деньги в конкретный частный фонд, в том числе и вводя их в заблуждение.
Но небольшая разница в формулировках не снимает с повестки дня саму проблему. «В Пенсионный фонд России регулярно поступает информация о недобросовестных практиках и неправомерных действиях НПФ, связанных с переводом пенсионных накоплений граждан», – сообщили вчера в пресс-службе ведомства Антона Дроздова. При этом ПФР ссылается как на обращения граждан через социальные сети, горячие линии клиентских служб фонда, так и на социологические опросы.
Представители ПФР напомнили, что летом прошлого года был проведен опрос 4900 посетителей своих клиентских служб. Граждан спрашивали: «Если вы перевели пенсионные накопления в НПФ или собираетесь перевести, то как вы выбирали НПФ?» Большинство – 39% опрошенных – ответили, что «никогда не будут переводить средства в НПФ».
Около 10% респондентов признались, что перевод средств был осуществлен без их ведома или под административным давлением. Среди них около 4% сообщили, что перевод средств был обусловлен требованиями банка, страховой компании или агентства по трудоустройству. Еще 4% сослались на требования работодателя. Наконец, около 2% сказали, что средства в НПФ оказались вообще без их ведома.
Иногда работодатели не прибегают к грубому давлению и ограничиваются лишь рекомендациями – об этом методе сообщили около 8% опрошенных. И только 21% респондентов заявили, что выбрали НПФ самостоятельно, изучив всю информацию о разных фондах. Также добровольно, но основываясь на рекомендациях знакомых и близких, НПФ выбрали 19% граждан. И 3% признались, что выбрали определенный НПФ, доверившись его агенту.
В ПФР рассказали, как именно некоторые частные фонды вынуждают граждан перевести к ним свои накопления. Например, агенты НПФ могут ходить по домам и представляться «сотрудниками пенсионного фонда», не уточняя при этом, какого именно. Граждане автоматически воспринимают их как представителей государственного Пенсионного фонда, впускают в дом и соглашаются подписать предлагаемые документы, не вдаваясь в подробности. Иногда представители НПФ призывают граждан немедленно перевести пенсионные накопления в частный фонд, утверждая, что если они этого не сделают, то по закону все их накопленные деньги «сгорят».
Но бывают случаи и более агрессивного давления на людей. Как сообщают в ПФР, например, требование о переводе пенсионных накоплений в аффилированный НПФ может стать условием получения кредита в банке. Бывает, что перевод пенсионных накоплений в НПФ навязывается при простейших технических операциях, например при смене банковской карты. Причем, как уточняют в ведомстве Антона Дроздова, «предложение о переводе сопровождается дезинформированием и угрозами, особенно весомыми, так как поступают от сотрудников финансовых организаций».
Иногда договор о переводе средств подсовывается в общей стопке бумаг, которые даются клиенту банка на подпись при получении им какой-то иной банковской услуги. «Люди узнают о том, что перевели средства пенсионных накоплений в НПФ из смс-сообщений от фонда: «Спасибо, что выбрали наш НПФ!» – приводят примеры представители ПФР. Примечательно, что граждане жалуются в том числе и на работников крупных госбанков с широкой филиальной сетью.
Навязывают услуги частных фондов не только банки, но и кадровые службы или работодатели. «В кадровых агентствах, кадровых службах предприятий при трудоустройстве или заполнении документов соискателей прямо вынуждают подписывать договор о переводе пенсионных накоплений в аффилированный НПФ либо без разъяснений подсовывают соответствующий договор в ворохе анкет и других бумаг», – поясняют в ПФР. Иногда это делается на собеседовании, после которого человека на работу могут и не взять.
В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) с выводами Пенсионного фонда не согласились. Советник президента НАПФ Валерий Виноградов назвал претензии некорректными. По его мнению, это «выход на тропу войны» в преддверии запланированного на 17 марта правительственного совещания, на котором будет обсуждаться судьба обязательного накопительного компонента пенсий. Виноградов напомнил, что борьба с неправомерным переводом средств граждан в НПФ была развернута еще 3–4 года назад. И в этом направлении достигнут прогресс. Если в 2011 году от граждан поступило более 5 тыс. официальных жалоб, то в прошлом году, по состоянию на 31 декабря, их было уже 1248, сообщает Виноградов. «С тех пор, с нашей точки зрения, элемент настоящего мошенничества чрезвычайно снизился», – говорит Виноградов.
Он уточняет, что речь идет именно об официальных письменных жалобах граждан, в которых указаны все необходимые персональные данные. Потому что именно такие жалобы, а не звонки на горячие линии фонда и иные обращения признаются правоохранителями. На фоне общего числа заключенных соглашений с НПФ это незначительная доля незаконных или оспариваемых переводов. Более того, 6% этих жалоб были впоследствии урегулированы самими фондами.
При этом жалобы поступают не только по поводу действий НПФ, но и по поводу действий самого ПФР. «На сегодня в негосударственных фондах зафиксировано около 4 тыс. официальных жалоб граждан на ПФР, – замечает Виноградов. – В клиентских службах ПФР этим гражданам отказали в приеме заявлений о переводе средств в частные фонды». Повод для отказа, по словам представителя НАПФ, формальный – устаревшая форма заявления или придирки к оформлению документов.