Кадровые службы и бухгалтерия остаются традиционно женскими профессиями в России. Фото PhotoXPress.ru
За последние годы женщины в карьерной гонке значительно преуспели. Разрыв между женскими и мужскими ожиданиями по зарплате в России в среднем сократился в три раза за последние пять лет. Такие данные приводят сегодня кадровые службы. Впрочем, мужское засилье на руководящих позициях по-прежнему сохраняется. И даже среди претендентов на позиции топ-менеджеров женщины в России, как правило, оказываются в меньшинстве.
Около 40% руководящих постов в российских компаниях занимают женщины. Такие данные опубликовали вчера Financial Times ссылаясь на доклад американской аудиторской компании Grant Thornton. Как правило, пишет издание, женщины чаще добиваются успехов в области IT, розничной торговли, СМИ, производства, транспорта, связи и политики.
Сейчас женщина может добиться практически любых карьерных высот, заявляют многие эксперты. «В России у женщин нет объективных преград для реализации карьерных амбиций. Среди руководителей женщин становится все больше, у нас нет какой-то дискриминации в этом плане, в том числе и по зарплатам в 99% профессиональных сфер», – сообщает директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев.
Карьерные амбиции чаще реализуют сильные, целеустремленные и профессионально подготовленные люди, указывает директор по персоналу Superjob.ru Юлия Чашина, а эти качества напрямую не определяются только полом.
К тому же в реализации собственных карьерных амбиций у женщин зачастую более активная позиция, чем у мужчин. «Женщины, у которых есть семья и дети, более гибкие, не боятся рутинной работы, креативны, более мотивированы на установление стабильных коммуникаций с клиентами, лучше справляются со стрессовыми ситуациями», – рассказывает руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Елена Тимошкина. «Складывается впечатление, что женщины все более успешно конкурируют с мужчинами за рабочие места», – добавляет Юлия Чашина.
В то же время данные последнего исследования портала Superjob указывают на несколько другую картину. Из более чем 100 тыс. проанализированных центром резюме выяснилось, что лишь на 4 из 25 руководящих постов женщины претендуют чаще мужчин. Например, на топ-позициях кадровой сферы и бухгалтерии женщины обосновались довольно прочно, составляя 78% и 93% соискателей соответственно. Однако места директоров по рекламе и PR и управляющих дополнительными офисами банков можно назвать «женскими» пока весьма условно: на них претендует не более 55% и 59% женщин соответственно. Фактически абсолютно закрытыми для прекрасного пола остаются такие «мужские» должности, как начальник службы безопасности и технический директор – на эти позиции претендуют не более 1% женщин.
Но если уж женщины выбрали для себя занятое мужчинами направление, то получить место руководителя им удается иногда даже раньше, чем коллегам мужского пола. «Например, средний возраст мужчин – соискателей должности административного директора – 45 лет, а женщин, претендующих на ту же позицию, – 40. В сфере маркетинга и закупок соискательницы топовых должностей моложе кандидатов-мужчин в среднем на 3 года», – поясняют в Superjob.
Но, несмотря на относительную недоступность руководящих постов для женщин, зарплатные ожидания обоих полов сейчас практически сравнялись. Согласно данным Superjob, средний заработок, заявленный в резюме мужчин, теперь лишь на 5% выше, чем у женщин, претендующих на те же позиции. В 2010 году ожидания мужчин в среднем на 15% превышали притязания слабого пола.
Однако по отдельным областям ожидания по зарплате все еще заметно различаются. Так, мужчина – претендент на позицию архитектора в среднем запрашивает зарплату на 17% выше, чем женщина. Похожая разница в запросах и претендентов на позицию менеджера по развитию бизнеса: мужчины здесь ждут зарплату в среднем 14% выше, чем женщины.
Во многих других профессиях гендерные различия в зарплатных ожиданиях практически нивелировались. Например, в 2010 году разница в зарплатных аппетитах мужчин и женщин на позицию бренд-менеджера составляла 50%, а сегодня – лишь 7%. «Четыре года назад мужчины-юристы и менеджеры интернет-проектов в среднем просили на 25% больше, чем женщины, претендующие на аналогичные позиции. Среди менеджеров интернет-проектов заработок, запрашиваемый мужчинами, только на 8% выше, чем зарплата, на которую рассчитывают женщины», – говорится в исследовании Superjob.ru.
Примечательно, что сегодня появились профессии, где женщины претендуют на более высокие зарплаты, чем мужчины. К таким профессиям относятся позиции юриста, PR-менеджера и повара. Тем не менее негласное деление на женские и мужские профессии по-прежнему существует, признает эксперт Русской школы управления Наталья Сторожева. «Владельцам бизнеса часто комфортнее видеть на позиции генерального или коммерческого директора мужчину, а не женщину», – указывает она.
В РФ по-прежнему существует серьезный разрыв в доходах между мужчинами и женщинами, напоминает Financial Times. Последние получают в среднем на 30% меньше, чем мужчины. «Базовые ставки по зарплате для обоих полов в России одинаковые, но женщины часто соглашаются получать меньшую зарплату – они больше заинтересованы в сохранении рабочего места», – приводит газета слова вице-президента по персоналу АФК «Система» Елены Витчак.
По данным Росстата, в 2013 году средняя женская зарплата составила лишь 74% от средней мужской. При этом наибольший разрыв наблюдается в сфере научных исследований и обрабатывающих производств. В то же время в сфере образования и здравоохранения средняя зарплата женщин практически сравнялась с заработками мужчин.
Зарплатное неравенство существует не только в РФ, но и в других странах. Например, разница в доходах между мужчинами и женщинами в Израиле превышает 30%. «Израильтянки в среднем зарабатывают 7,2 тыс. шекелей, тогда как израильтяне – 10,6 тыс.», – сообщил вчера интернет-портал Cursorinfo. co.il со ссылкой на Центральное статистическое бюро Израиля. Разница между ожиданиями мужчин и женщин по зарплате в Эстонии за прошлый год превысила 20%. Согласно же данным Eurostat, это наиболее высокий показатель среди стран Евросоюза.
Добиваясь высоких постов, женщины нередко жертвуют семейным счастьем. По данным Superjob, доля мужчин-директоров, состоящих в браке, составляет 60%, в то время как женщин – почти в два раза меньше. При этом детьми смогли обзавестись около 60% руководителей-мужчин и чуть более 40% женщин-директоров.
Карьерный рост в первую очередь связан с теми ресурсами, которые сотрудник готов вкладывать в свое профессиональное развитие, напоминает директор по международным исследованиям ВЦИОМа Ольга Каменчук. Россиянки, по ее словам, к подобным жертвам обычно не готовы. Действительно, согласно данным ВЦИОМа, своим временем в карьерной гонке готовы жертвовать чуть более 10% женщин, а около 30% заявляют, что к таким жертвам, наоборот, не готовы.
В частности, в прошлом году до 70% женщин уверяли, что между карьерой и семьей прекрасной половине человечества следует отдать предпочтение именно заботе о домашнем очаге. Более 70% мужчин также считают, что главная задача женщины – забота о семье.
«Наши соотечественницы практически все работают в полные две смены – сначала в офисе, а потом дома. Кроме того, сейчас все более частое явление неполная семья и в основном – это ребенок плюс мать-одиночка», – обращает внимание Ольга Каменчук. И в таком случае у женщины, по словам эксперта, остается еще меньше времени на профессиональное развитие и самореализацию. Однако на практике этот тезис не всегда подтверждается, и неполная семья зачастую становится для женщины дополнительным стимулом профессионального роста.