Никосия готова к укреплению экономических и военных связей с Москвой. Фото Reuters
Президент РФ Владимир Путин принял вчера в своей подмосковной резиденции президента Кипра Никоса Анастасиадиса. Президенты подписали программу совместных действий на 2015–2017 годы, а министры иностранных дел РФ и Кипра – несколько меморандумов о военном сотрудничестве. Путин пообещал, что РФ и впредь будет оказывать Кипру финансовую поддержку. Недавно Россия подарила Кипру пятилетнюю рассрочку по выплате кредита на 2,5 млрд евро. Еще один подарок Кипру – это снижение ставки по кредиту с 4,5 до 2,5% годовых. Эксперты объясняют бюджетную щедрость РФ в условиях кризиса внешнеполитическими интересами.
Товарооборот между Россией и Кипром в прошлом году сократился, напомнил Владимир Путин. «Это вызвано падением цен на нефть и нефтепродукты, негативное влияние также оказали антироссийские санкции Евросоюза (ЕС) и наши ответные меры, – пояснил он. – Россия и Кипр, действуя сообща, могут выправить ситуацию с резким уменьшением поставки кипрской сельхозпродукции на российский рынок и вернуть взаимную торговлю на траекторию роста».
Путин не исключил активное взаимодействие с Кипром в сфере энергетики, передает Интерфакс.
Главы внешнеполитических ведомств обеих стран также подписали в присутствии президентов ряд документов, касающихся военного сотрудничества между РФ и Кипром: меморандум о сотрудничестве в военно-морской области между министерствами обороны и соглашение о военном сотрудничестве между правительствами.
«О чем там идет речь? Это прежде всего наши корабли, которые принимают участие в международных усилиях по борьбе с терроризмом, с международным пиратством и так далее. Я не думаю, что это кого-то может беспокоить, – пояснил Путин. – Наше сотрудничество никому не мешает. Мы дружим между собой не против кого-то, а для реализации наших общенациональных задач». Отметим, что в январе этого года Вооруженные силы РФ уже получили разрешение на использование кипрской авиабазы «Андреас Папандреу» и порта города Лимасол. Переговоры об этом велись с лета 2013 года. «И хотя, по словам министра обороны Кипра, предполагается, что Россия будет пользоваться всем этим лишь в «экстренных случаях» и для «гуманитарных миссий», данное решение свидетельствует о расширении сотрудничества между Москвой и Никосией», – сообщало издание Famagusta Gazette.
Президент Кипра, в свою очередь, отметил роль Путина в достижении Минских договоренностей по Украине. Анастасиадис заявил, что Кипр с самого начала выступал за конструктивный диалог с Россией, одновременно поддерживая независимость и территориальную целостность Украины. Кипрский президент выразил сожаление, что украинский кризис привел к принятию Евросоюзом антироссийских санкций. «Какие бы санкции ни применялись в отношении России, они отражаются на других государствах – членах ЕС, среди которых и моя малая родина, которая во многом зависит от России. Это касается экономики, сферы услуг, туризма, обороны, солидарности по кипрскому вопросу», – сказал Анастасиадис.
Между тем российский президент пообещал Кипру помощь в ликвидации последствий долгового кризиса. Москва и впредь будет оказывать финансовую поддержку Кипру, отметил Путин. Напомним, в августе прошлого года Москва согласилась продлить для Кипра сроки выплаты кредита в 2,5 млрд евро. Республика должна была вернуть эти средства в 2016 году, но получила отсрочку до 2021 года. Кроме того, текущие платежи по обслуживанию долга были снижены с 4,5 до 2,5% годовых. Российские власти при этом говорили о позитивном эффекте реструктуризации – благодаря ей общий объем процентных платежей должен вырасти на 73,1 млн евро. Однако что это будут за деньги и сколько они будут стоить к 2021 году – неизвестно. И кроме того, если бы Кипр рассчитался вовремя, Россия смогла бы ссудить эти деньги любому надежному заемщику и получить от него к 2021 году гораздо большую выгоду (см. «НГ» от 18.08.14). При этом польза России от укрепления экономического сотрудничества с Кипром тоже пока кажется не слишком очевидной.
Тем не менее опрошенные «НГ» эксперты отмечают политическую значимость укрепления взаимоотношений, пусть и путем подобных уступок.
«В нынешней обстановке, сложной и близкой к изоляции России, в первую очередь надо говорить о политической выгоде. Устанавливая и укрепляя отношения со страной – членом ЕС, мы все-таки пытаемся уменьшить эту изоляцию и блокаду в Брюсселе, – пояснил профессор ВШЭ Алексей Портанский. – В последнее время, после кризиса на Кипре, говорить о том, что мы получим прямую экономическую выгоду, не приходится. Но в будущем это возможно».
«Любое сотрудничество с европейскими странами полезно, ведь наши экономики взаимодополняются, – говорит заведующий сектором Института экономики РАН Борис Фрумкин. – И Кипр здесь не исключение. Помимо торговли продовольствием, которая сейчас приостановлена, можно говорить и об обмене банковскими услугами, портовыми услугами. В перспективе может возникнуть вопрос освоения нефтегазовых месторождений на шельфе вокруг Кипра, и здесь тоже есть возможности для сотрудничества».