Фото Reuters
Темпы инфляции в январе превысили самые пессимистичные прогнозы аналитиков. Месячный рост цен оказался максимальным с начала 1999 года: тогда инфляция составила 4,1%, в январе 2015 года – 3,9%. Как отразится инфляция на рынке автомобилей с пробегом нашей страны? С какими проблемами и схемами мошенничества могут столкнуться автомобилисты, покупающие подержанные авто в неофициальных, или, как их еще называют, серых или гаражных автосалонах?
Инфляция и нестабильная экономическая ситуация в стране, к сожалению, часто являются благоприятным фоном для криминализации рынка автомобилей с пробегом. Учитывая ослабление рубля, автопроизводители были вынуждены скорректировать цены на продаваемые в России автомобили. С сентября 2014-го по начало февраля 2015 года новые автомобили европейских брендов подорожали в среднем на 15–20%, американские авто прибавили к своей стоимости от 45 до 56%, японские марки – 20–24%, корейские – от 7 до 14%. Стоит отметить, что в это же время потребительский спрос показывал отрицательную динамику. В 2013 году емкость российского авторынка составила за год 2,61 млн единиц, что на 11% превышает показатели 2014 года, когда объем продаж новых легковых автомобилей в России составил около 2,3 млн единиц. При этом в прошлом году вторичный рынок заметно вырос по сравнению с первичным – в 2014 году россияне приобрели 6 млн подержанных машин, а в 2013 году – 5,75 млн. Таким образом, рынок авто с пробегом вырос на 4%. Наши соотечественники стали чаще приобретать автомобили с пробегом у официальных дилеров: количество продаж по системе трейд-ин выросло в 2014 году на 20–30% по сравнению с 2013 годом, составив более 400 тыс. единиц.
Несмотря на то что прогнозы на 2015 год неутешительны практически во всех сегментах бизнеса, рынок автомобилей с пробегом все же остается чрезвычайно привлекательным как для действующих, так и для новых игроков, которые неминуемо будут стремиться попасть в этот сегмент. На таком фоне рост криминализации в этой сфере неизбежен, поэтому, приобретая автомобиль с пробегом, в первую очередь нужно обращать внимание на его юридическую чистоту, так как именно с этим фактором связаны основные риски покупателей авто в небольших гаражных салонах. Недобросовестные продавцы легко могут продать находящееся в угоне авто, и, когда это обнаружится, его попросту изымут. Бывают случаи, когда автомобиль был угнан за границей и числится в розыске Интерпола. В этой ситуации потерпевшие редко выражают желание вернуть себе авто обратно – 99% иностранных владельцев уже, как правило, получили страховку и успели забыть о «досадном недоразумении». Однако у российского владельца даже в этом случае мало причин для оптимизма, ведь поставить такое авто на учет в нашей стране будет невозможно. Подержанное транспортное средство, приобретенное в сером автосалоне, также может оказаться в залоге. В этом случае на него будет наложено взыскание в пользу залогодержателя, и с таким автомобилем незадачливому покупателю придется расстаться. Позиция Верховного суда РФ тут однозначная – при переходе права собственности на предмет залога к третьим лицам залогодержатель не теряет права обратить на нее взыскание. Про автомобили с измененной маркировкой, то есть с перебитыми номерами, думаю, слышали многие. Если не найдут потерпевшего, а именно того, у кого этот автомобиль был похищен, такое ТС не отберут, но и на учет в ГИБДД не поставят. Среди прочих юридических тонкостей, которые необходимо знать, покупая автомобиль с пробегом в неофициальном дилерском центре, – оформление сделки по договору комиссии. Именно таким образом реализуется значительная часть криминальных авто в России. После заключения сделки по такому договору ответственным лицом становится комиссионер, то есть «автосалон». При выявлении юридических проблем с авто в 99% случаев вернуть свои деньги будет невозможно. Почему? Официальные дилерские центры, продающие подержанные авто, работают с реальными собственниками, а гаражные автосалоны зачастую сами продают автомобили как перекупщики – просто указывая в ПТС нового собственника, что грозит покупателю дополнительными рисками, так как он попадает в сложное положение: самого перекупщика надо еще найти и взыскать с него уплаченные деньги. Проконтролировать чистоту сделки, как и предъявить претензии, в данном случае становится очень сложно. Для того чтобы не стать жертвой мошенников, при покупке необходимо выяснить, с кем конкретно у автосалона заключен договор – с собственником или с перекупщиком. Для того чтобы это понять, до совершения сделки можно потребовать у менеджера передать заверенную копию договора комиссии. Если салон откажется предъявить этот документ, от приобретения авто лучше отказаться. Существуют и сопутствующие риски приобретения авто с пробегом через автосалон. Например, когда салон банкротится и не возвращает уплаченные деньги прежнему собственнику. Тогда через суд у последнего собственника изымается автомобиль, но получить деньги с обанкротившегося салона будет крайне сложно.
Серых схем на вторичном авторынке существует немало, поэтому я рекомендую совершать покупку подержанного автомобиля у официальных дилеров, работающих по системе трейд-ин. Как правило, в дилерских центрах авто проверяется по ряду следующих технических и юридических параметров: проводится диагностика элементов подвески, ходовой части автомобиля, электронных систем и силовых агрегатов на предмет повреждений, проверяется работоспособность штатного и дополнительного оборудования. В обязательном порядке проводится проверка автомобиля на кредит, залог и угон.
Соблазн сэкономить на приобретении подержанного авто редко приводит к положительному результату. Скорее наоборот. Из-за роста криминализации на рынке авто с пробегом скупому не только приходится платить дважды, но иногда и тратить дополнительные деньги и время на судебные разбирательства. Обращаясь к крупным игрокам рынка, покупатель заплатит дороже, но получит гарантированно «чистый» автомобиль, не требующий дополнительных вложений, а часто еще и дополнительные бонусы к покупке – например, бесплатное ТО или информацию о «биографии» автомобиля.