Фото пресс-службы Президента РФ
По российским регионам кризис бьет больнее, чем по федеральному бюджету. Затухание экономической активности усугубляется в регионах сокращением финансовой подпитки из Центра и одновременно нарастанием долговой нагрузки. Вчера президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета предостерег чиновников от механического урезания региональных бюджетов, но одновременно с этим потребовал оптимизировать бюджетные затраты. Помощь нужно оказывать только тем, кому она действительно нужна, а не размазывать тонким слоем по всему пирогу, пояснил Путин. Весной правительство должно представить новую – кризисную – версию бюджета-2015. Минфин уже анонсировал сокращение расходов в нем на 10%.
Кризисное сокращение доходов федерального бюджета провоцирует власти на поиск различных вариантов экономии – в том числе на регионах. Президент Владимир Путин провел вчера заседание президиума Госсовета, на котором обсуждалась социально-экономическая ситуация в субъектах РФ.
«Хочу обратить ваше внимание на повышение эффективности бюджетных расходов. Их механическое сокращение – а где-то действительно нужно оптимизировать, и это очевидный факт – это самый простой, но недопустимый подход», – сказал Путин.
Сворачивать помощь нельзя, ее нужно оказывать – эффективно, адресно и вовремя. «Бессмысленно размазывать тонким слоем по всему пирогу, нужно оказывать помощь именно нуждающимся – тем людям, которым без поддержки действительно тяжело», – уточнил президент. Президент поручил правительству сформировать механизм софинансирования региональных расходов на основе консолидации межбюджетных субсидий.
Но в первую очередь правительство должно обратить внимание на долговую нагрузку регионов. «Сейчас разрабатываются меры по замещению рыночных заимствований регионов кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование ими», – сообщил вчера Путин.
По его словам, нужно оценить эффективность процедуры выдачи таких кредитов и выяснить, какие еще меры нужно принять, чтобы облегчить положение регионов. Многие субъекты РФ брали коммерческие кредиты «в других финансово-экономических условиях». «И сегодня получается, что на обслуживание кредитов нужно все больше средств, которые отвлекаются от инвестирования, решения задач развития», – пояснил Путин.
От вчерашнего заседания президиума Госсовета возникало стойкое ощущение дежавю. Дело не только в том, что проблемы региональных бюджетов из года в год не меняются, а лишь усугубляются, но и в том, что президент дает одни и те же поручения правительству, которые, видимо, никак не выполняются, раз их нужно все время повторять.
Например, в апреле прошлого года Путин проводил совещание со своими полномочными представителями в федеральных округах. По итогам этого мероприятия президент подписал перечень поручений правительству, среди которых уже был пункт: «Представить в установленном порядке предложения о полном или частичном замещении долговых обязательств субъектов Российской Федерации по кредитам, ранее предоставленным коммерческими банками, бюджетными кредитами».
Дедлайн для правительства наступал 1 августа 2014 года. Теоретически министры уже все обдумали, оценили и внедрили. Однако, как выяснилось вчера, сейчас меры по замещению коммерческих кредитов регионов бюджетными пока еще только разрабатываются. И уже одно это зарождает сомнения в эффективности и других действий властей.
Правительство ранее анонсировало, что расходы бюджета в этом году будут урезаны как минимум на 10%. Министр финансов Антон Силуанов на Гайдаровском форуме пояснял, что под сокращение подпадут все статьи бюджета, кроме оборонных. Однако и такого сокращения будет на самом деле недостаточно, уточнял министр. По его оценкам, федеральный бюджет в 2015 году может недосчитаться 2,6 трлн руб.
Оно и неудивительно, ведь в прошлом году власти приняли очень нереалистичный бюджет: в нем была заложена прогнозная цена на нефть на уровне 100 долл. за баррель. Общий объем доходов федерального бюджета в 2015 году прогнозируется пока что на уровне 15,1 трлн руб., а расходов – 15,5 трлн руб.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев после того, как его ведомство выпустило уточненный прогноз социально-экономического развития, оценил потери бюджета примерно так же, как и Силуанов: «По условиям (уточненного. – «НГ») прогноза, доходы бюджета снизятся на 2,3 трлн руб. В основном за счет нефтегазовых доходов – 2,2 трлн руб.».
«По нашему счету возникающий дефицит составляет 3,8% ВВП. С моей точки зрения, он может быть полностью профинансирован за счет Резервного фонда», – говорил Улюкаев. У Силуанова, напомним, было другое мнение: с резервами нужно обходиться аккуратно, ведь если растратить их за полтора года, потом страна сможет надеяться только на авось.
Опрошенные эксперты считают, что на словах Центр не откажется от помощи регионам и некоторые субъекты получат из федерального бюджета щедрые отчисления. Но при этом можно ожидать, что урезание финансирования региональных бюджетов в целом составит как минимум 10–15%, считают эксперты.
«Финансирование будет соответствовать нуждам отдельно взятых субъектов. Каким-то регионам, как, например, Крыму или Севастополю, финансирование необходимо в полной мере, тогда как другим денежные отчисления могут подсократить, заморозив ранее планируемые проекты», – говорит аналитик Lionstone Investment Services Яна Трубникова.
«В рамках утвержденного на 2015 год антикризисного плана правительство РФ направит 160 млрд руб. на кредитование субъектов РФ. Полагаем, в первую очередь помощь получат Крымский и Северо-Кавказский федеральные округа», – добавляет аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин.
«После пересмотра федерального бюджета с лагом в несколько недель или месяц скорее всего аналогичным образом будут изменены параметры большинства региональных бюджетов. Ближайшие два года должны стать для субъектов РФ временем оптимизации всех видов государственных расходов, повышения эффективности работы аппарата управления и создания предпосылок для долгосрочного роста инвестиционной активности в регионе. Надеяться на федеральный Центр в складывающейся ситуации явно не стоит», – предупреждает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
«В настоящее время большое количество регионов зависит от дотаций федерального бюджета, и перед правительством стоит задача при распределении средств достичь «средней температуры по больнице», другими словами, сделать так, чтобы не было слишком бедных или слишком богатых территорий», – описывает ситуацию управляющий партнер компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. Но теперь кризис заставляет власти пересмотреть систему финансовых отношений межу Центром и регионами. «Необходимо, чтобы губернаторы конкурировали между собой за привлечение бизнеса, инвестиций, за уровень жизни населения», – добавляет эксперт.
Уже сейчас меняется не только политика финансирования региональных бюджетов, но и подход к перераспределению ответственности за принятые решения. «Региональным бюджетам дают возможность устанавливать собственные местные налоги и сборы, например, с малого бизнеса, – говорит зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. – Если повышение налоговой нагрузки приведет к экономическому спаду, затуханию предпринимательства, то региональные власти будут сами нести за это ответственность».
Переложив ответственность за непопулярные решения на уровень субъектов, Центр тем самым развязывает себе руки. Он вправе отказать местным властям в финансовой помощи, ведь у тех уже есть механизм пополнения бюджета. А если введенные налоги ухудшат экономическую ситуацию, то разбираться с этой проблемой опять-таки придется именно регионам.
По экспертным оценкам, региональные бюджеты в этом году будут испытывать чуть большие дефициты, чем федеральный, – около 4–5%.
Антон Силуанов по итогам вчерашнего заседания президиума Госсовета сообщил, что общий дефицит бюджетов регионов в этом году составит около 600 млрд руб. Как сказал Силуанов, решения, связанные с увеличением зарплат, должны быть скорректированы с учетом возможностей экономики.