Жители Греции могут оказаться на развалинах еврозоны. Фото Reuters
Сегодня Европейский Центробанк (ЕЦБ) может прекратить поддержку греческих банков, которые страдают от бегства вкладчиков. Накануне новое правительство Греции отвергло предложенный странами еврозоны компромисс, что создало реальную угрозу для сохранения нынешней еврозоны. Бунт Греции против кредиторов – это лишь одно из проявлений противоречий внутри еврозоны, страны-участницы которой хотят проводить совершенно различную денежную политику. Крупнейшая и успешная экономика еврозоны – Германия – заинтересована в крепкой евровалюте и жесткой финансовой дисциплине. Прямо противоположные интересы у более слабых экономик стран Южной Европы.
В среду ЕЦБ должен решить, продолжать или нет экстренное кредитование греческих банков, переживающих отток денег с депозитов со скоростью около 2 млрд евро в неделю. Бегство вкладчиков вызвано полной неопределенностью перспектив сохранения членства Греции в зоне евро. В понедельник переговоры между Грецией и министрами финансов еврозоны о долговом кризисе страны провалились, поскольку Афины отклонили вариант продления на полгода действующей программы помощи, назвав его неприемлемым. Тем не менее у Греции еще есть шанс на получение новой порции европомощи. По словам министра финансов Нидерландов Йеруна Дейсселблума, у Афин есть время до пятницы, чтобы попросить о продлении срока действия программы помощи. В противном случае действующая программа завершится 28 февраля. А это значит, что Греции и ее банкам будет угрожать неминуемый финансовый кризис.
Конфликт из-за греческого долга отражает внутренние противоречия во всем Евросоюзе. Греция – не единственная страна, выступающая за отмену жестких мер экономии, на которых, как правило, настаивает Германия. Так, баллотировавшийся на пост президента Франции в 2012 году Франсуа Олланд выступал с резкой критикой мер строгой экономии. Олланд тогда грозился отказаться подписывать так называемый бюджетный пакт, согласно которому предусматривается автоматический запуск механизма коррекции для тех стран, чей бюджетный дефицит превышает 0,5% ВВП. Свод правил также давал право Европейской комиссии (ЕК) устанавливать дедлайны, а Европейскому суду – штрафовать государства, которые подписали данный фискальный договор, но не следуют ему. Штраф должен был составлять не более 0,1% их ВВП.
Позже против мер жесткой экономии высказывались и во французском правительстве. В частности, в августе 2014 года теперь уже бывший министр экономики Франции Арно Монтебур обрушился с жесткой критикой на политику бюджетной экономии. «Франция не должна следовать идеологическим аксиомам, которые разрушают ЕС», – говорил он в интервью газете Mond.
Стремление Франции добиться смягчения монетарной политики ЕС уже привело к определенным результатам. По крайней мере французские министры уже говорят о новой – более мягкой – политике. «Сегодня – это не вчера. Существует новое правительство и новая политика», – цитировал «Прайм» слова министра финансов Франции Мишеля Сапена (см. «НГ» от 17.02.15).
Нельзя не признать, что против предлагаемых ФРГ мер жесткой экономии выступает население все большего числа европейских стран. И этот факт подтвердили последние выборы в Греции. «Политика навязывания берлинских установок Европе дает критический сбой. Как никогда ранее, стал ясен весь масштаб катастрофической антикризисной политики канцлера Германии Ангелы Меркель. Навязанная ею политика жесткой экономии привела к дефляции в европространстве и постоянной рецессии в Южной Европе», – писал в январе Spiegel (см. «НГ» от 28.01.15).
Согласно последним данным Евростата, экономический рост в 28 стран ЕС составил по итогам 2014 года лишь 1,4%. Однако, несмотря на в целом благоприятный фон, динамики развития различных стран ЕС, как известно, значительно отличаются друг от друга. Наиболее высокие темпы в последнем квартале 2014 года показали Венгрия – 0,9%, Германия и Испания – по 0,7%. В списке аутсайдеров Кипр с падением ВВП на 0,7%, Финляндия – минус 0,3% и Греция – минус 0,2%. Уровень безработицы в целом по ЕС составил 9,9%. В декабре прошлого года безработными в Европе числились более 24 млн человек, среди которых около 18 млн – это жители еврозоны. При этом самый низкий уровень безработицы, как и ранее, в Германии – 4,8% и Австрии – 4,9%. В декабре прошлого года уровень безработицы повысился в Финляндии – до 8,9%, Италии – до 12,9% и Франции – до 10,3%. В то время как Греция с 25,8% и Испания с 23,7% лидируют по уровню безработицы в Евросоюзе.
Другое противоречие внутри самого ЕС выразилось в курсе количественного смягчения (QE) ЕЦБ, то есть фактического разрешения на дополнительное печатание валюты. Утверждению этой программы больше всех сопротивлялась Германия. «Глава ЕЦБ Марио Драги дал ход политике, которая предана анафеме монетаристами Германии, – печатанию денег для покупки на триллион евро государственных облигаций», – писала в начале февраля газета Guardian.
Такое сравнение ФРГ с соседями по еврозоне доказывает сложность выработки единой монетарной политики в союзе, состоящем из 19 стран с очень разной экономикой. В результате ЕС как единая структура начинает вызывать все больше вопросов, указывают эксперты «НГ». «Ключевая проблема – незавершенность экономической интеграции блока, при котором монетарная политика сосредоточена в одном институте, а бюджетно-налоговая – в разных, что создает долгосрочные структурные дисбалансы», – поясняет аналитик «Финам» Антон Сороко.
Проблема финансирования Греции, непримиримая позиция Афин стали отражением накопившихся в еврозоне проблем, добавляет главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. «В нынешней ситуации власти еврозоны обладают весьма ограниченным большим набором инструментов, способных стимулировать экономику союза и дать импульс роста экономике», – сообщает он. «ЕЦБ тушит пожар, заливая проблемы дешевой ликвидностью, одновременно продолжая реформы для снижения долговой нагрузки стран Европейского валютного союза. При этом не стимулируются создание рабочих мест, реализация крупных внутренних проектов, способных оживить экономику и снять социальное напряжение», – резюмирует Козлов.
Тем не менее, уверяет руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа, ничего страшного не происходит, так как ЕС как надгосударственное образование, объединяющее страны, находящиеся на разных стадиях развития, изначально был обречен на возникновение конфликта интересов. Видимо, полагает директор по инвестициям AGT invest Дмитрий Нужденов, эти противоречия не будут решены и в ближайшее время. «Полностью разрешить существующие противоречия не удастся. Возможно их сгладить, но для этого необходим существенный рост экономики ЕС, которого в ближайшее время ожидать трудно», – уточняет эксперт.
К тому же в условиях продолжающихся экономических проблем в самой Европе ей совсем не кстати оказание финансовой поддержки еще и Украине. Правда, замечает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг, масштаб финансовой помощи здесь не столь велик, чтобы стать для ЕС критической проблемой. Тем не менее, продолжает Нужденов, Украина может стать для ЕС «бочкой с дырявым дном». «Чем дальше ЕС будет идти по пути поддержки Украины, тем меньше сторонников такой поддержки будет внутри самой ЕС», – уверен он.