Фото Reuters
Девальвация рубля, ставшая вполне логичным результатом снижения цены на нефть и массового оттока капитала из страны в 2014 году, негативно отразилась на большинстве субъектов российской экономики. Однако некоторых россиян стоит признать наиболее пострадавшими от случившегося ноябрьско-декабрьского обвала курса рубля с 35–36 до 68–70 руб. за доллар США. Например, это граждане, которые взяли ипотечные кредиты в валюте, а их в России ориентировочно около 100 тыс. человек (с учетом имеющихся созаемщиков по ипотечным кредитам).
Заметим, что рубль в конце 2014 года активно девальвировался по отношению не только к доллару США, но и к евро, и к швейцарскому франку, и к фунту стерлингов. Вид валюты, в котором заемщик брал кредит, по большому счету не имеет значения. Результат один – крайнее осложнение финансового положения валютных ипотечных заемщиков. Большинство из них заключали ипотечные договоры в 2007–2008 годах, когда доллар стоил 23–25 руб. Банки активно продвигали валютную ипотеку, поскольку привлекали на внешних рынках заимствования в валюте и им было выгодно перекладывать валютные риски на заемщиков. При этом «премия за риски» (привлекали под 2%, продавали под 10–12%) оседала, естественно, у банков. Кроме того, банкам выгоднее было наращивать валютную долю в ипотечных портфелях, поскольку для успешного выпуска на международных площадках облигаций и евробондов под ипотечное обеспечение они ориентируются на западного инвестора, который предпочитает ценные бумаги, привязанные к предсказуемой для него валюте.
Но согласно п. 2 ст. 75 Конституции РФ, «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Исходя из событий ноября и декабря 2014 года, выполнить свою конституционную функцию у регулятора не очень получилось, в связи с чем сотни валютных ипотечных заемщиков оказались не в состоянии осуществлять кредитные периодические платежи по своим обязательствам. Именно по этой причине ЦБ РФ и другие органы государственной власти обязаны предложить валютным заемщикам решение проблем, возникших из-за невыполнения регулятором его конституционной обязанности.
Понятно, что в текущих экономических условиях, когда большинство валютных заемщиков получают доходы в рублях, а платежи по кредитам осуществляют в валюте по текущему курсу, говорить о платежеспособности пострадавших не приходится. Но отсутствие возможностей у подавляющего большинства валютных ипотечников расплатиться по своим кредитным обязательствам опосредованно ухудшает и положение банков, поскольку вынуждает последние досоздавать резервы из-за увеличения неплатежеспособных заемщиков. Это, в свою очередь, влияет на положение дел во всем банковском секторе, а значит, и на финансовую систему государства. Осознание этого должно вынудить государства всерьез озаботиться проблемой валютной ипотеки, возможно, вплоть до ее полного запрета.
Органы власти для улучшения сложившейся ситуации могут применить довольно широкий набор инструментов и стимулов. Во-первых, ввести запрет предоставления ипотечных кредитов в валюте. Раз банки не могут предложить валютным ипотечным заемщикам достойных условий страхования рисков, распространение подобного инструмента является повышенным риском в силу непредсказуемости существенного изменения валютно-курсовых разниц.
Во-вторых, нужно провести реструктуризацию обязательств по кредитным договорам с помощью пересчета и фиксации в рублях остатка ссудной задолженности и обязательств по уплате. Стоит отметить, что внешние факторы, не зависящие от воли заемщика (в данном случае масштабная девальвация национальной валюты), не должны влиять на размер его платежа. Это подразумевает, что размеры обязательств по кредитному договору в рублях должны определяться исходя не из текущего валютного курса, а из официального курса рубля к валюте кредита, установленного ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора.
В-третьих, процентная ставка по уже привлеченным действующим валютным кредитам после проведения их реструктуризации должна быть установлена исходя не из ключевой процентной ставки, которая была названа ЦБ исключительно для целей сдерживания инфляции, а из средневзвешенной процентной ставки за весь период действия кредита. Ведь в противном случае банки получат возможность проконвертировать остатки ссудной задолженности заемщиков по определенному курсу, но по устанавливаемой самим банком ставке, что снова повышает риски неплатежеспособности валютных заемщиков.
В-четвертых, следует уточнить требования Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) к заемщикам по вступлению в программу помощи. У АИЖК пока нет программ по реструктуризации валютной ипотеки. Но было бы нелогично, если проблемами валютных ипотечников занялось бы АИЖК, поскольку его руководитель Александр Семеняка не раз озвучивал свою позицию по этому вопросу, сводящуюся к тому, что валютным ипотечникам помогать не надо. Должны быть приняты решения на законодательном уровне, а для того, чтобы запустить механизмы их исполнения, можно использовать схему заемщик–банк–АИЖК.
Нужно отметить, что, по данным Банка России, задолженность граждан по валютной ипотеке на 1 ноября 2014 года составила 117 млрд руб. – это около 3,5% всех ипотечных кредитов. По сравнению с суммами, направляемыми в начале 2015 года на докапитализацию крупнейших российских банков (около 1 трлн руб.), размер задолженности валютных ипотечных заемщиков крайне незначителен (около 12%), что дает возможность решить их проблему в кратчайшие сроки.