Мясо становится все менее доступным для населения. Фото Reuters
Рост цен на продовольствие бьет рекорды. Только за январь овощи и фрукты подорожали в среднем более чем на 20%. А во многих регионах – более чем на 30–35%. Между тем годовой показатель продовольственной инфляции перевалил за 20%. Вслед за продуктами стремительно дорожают и лекарства. В среднем по стране январский рост на лекартсва ниже 7%. Но в некоторых регионах отмечен рост на 25–30%.
В России повсеместно дорожают продукты питания. Пока в лидерах держится плодоовощная продукция. С начала года помидоры подорожали на 37%, капуста – почти на 35%, а виноград – на 60%. Такие данные приводит статистическая служба Архангельской области. Тем не менее вскоре овощи и фрукты могут обогнать и такие традиционные продукты, как крупы и макароны.
В свою очередь, стоимость макарон в России за последнее время выросла на 20%. В качестве основной причины роста производители называют рост цен на муку и упаковку. «В январе мы были вынуждены поднять цены на макароны на 15–20%. Это было связанно исключительно с ростом цен на сырье», – приводит в субботу слова гендиректора «Экстра М» Андрея Дрибного «Прайм». По его словам, стоимость муки и упаковочных материалов с ноября 2014 года по январь 2015 года увеличилась на 70%. Себестоимость макарон на 60% определяет цена муки, пояснял ТАСС глава компании «Алтан» Валерий Покорняк. «Пшеница твердых сортов с лета 2014 года подорожала вдвое – с 9 тыс. руб. до 16–20 тыс. руб. за тонну», – напомнил он. Компания Покорняка подняла цены лишь на 10% в январе текущего года, однако планируется еще одно повышение в течение ближайших месяцев.
Из субъектов РФ также поступают новости о резком росте цен на продовольствие. Например, по данным Тверьстата, в январе рост цен на овощную продукцию составил около 30%, при этом стоимость томатов увеличилась почти на 50%. Рост цен на фрукты в среднем составил 21%. Выше этого уровня выросли цены на груши – на 44%, бананы – 25% и виноград – 61%, передает интернет-портал TIDC.RU.
В свою очередь, в Свердловской области на 80% подорожал сахар, сообщает местное управление ФАС. При этом в ведомстве отмечают, что рост цен на некоторые товары дошел до 120%. «Большинство этих товаров, конечно, не являются социально значимыми, но такой рост цен не может не настораживать», – резюмируют местные чиновники.
Согласно данным Росстата, за последний год стоимость продовольственных товаров выросла более чем на 20%. При этом только за январь 2015 года плодовоовощная продукция подорожала на 22%, сахар – почти на 20%, крупа и бобовые – более чем на 7%.
Вслед за продовольственными товарами существенно дорожают лекарства. За последние два месяца на 25–30% выросли цены на жизненно важные лекарства в аптеках Петербурга, уточняют в региональном управлении ФАС. В первую очередь подобное повышение связано с высокой валютной составляющей стоимости даже тех лекарств, которые производятся в России. В среднем она составляет около 70%, так как большая часть сырья закупается за рубежом.
В пятницу первый замминистра здравоохранения РФ Игорь Каграманян на совещании о первоочередных антикризисных мероприятиях в сфере здравоохранения сообщил, что цены на лекарства в РФ в январе 2015 года повысились лишь на 15%, при этом рост цен на жизненно важные лекарственные препараты составил около 4%.
И несмотря на то, что все плановые закупки льготных лекарств были проведены в прошлом году по старым ценам, в региональных Минздравах не исключают возможности дозакупки медикаментов по новым ценам. «Препараты, которые назначают доктора, – это современные лекарства, они достаточно дорогие. Каждый год на дозакупку лекарств льготникам выделяются дополнительные средства из бюджета, министерство и в этом году намерено просить дополнительное финансирование. Но если цены вырастут значительно, у нас могут быть проблемы», – цитировало РИА Новости замминистра здравоохранения Мурманской области Людмилу Ушакову.
В свою очередь, в правительстве продолжали лишь грозить ретейлу санкциями в случае необоснованного роста цен. Первый вице-премьер Игорь Шувалов призывал к диалогу с предприятиями оптовой и розничной торговли. «Там, где отечественные сырье и отечественные продукты и в два–три раза растет цена, – оправдания этому нет. Мы будем работать с торговыми сетями. Если же не будет специального взаимодействия, не будет все-таки налажен диалог (с торговыми предприятиями. – «НГ»), нам придется пойти, наверное, на какие-то законодательные ограничения», – обещал Шувалов в начале февраля в телепрограмме «Воскресный вечер».
О том, что правительство в случае необходимости может воспользоваться своим правом на введение госрегулирования продовольственных цен, заявлял в январе и вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, этот механизм до сих пор не использовался из-за опасений возникновения дефицита продовольствия. «Но если возникнет необходимость, этот механизм будет задействован», – предполагал Дворкович (см. «НГ» от 22.01.15).
По мнению же экспертов «НГ», рост цен на продовольственные товары и лекарства грозит ростом социальной напряженности в обществе. «Совсем недавно треть расходов населения составляли траты на питание, сейчас же этот показатель увеличивается. Для малообеспеченных слоев расходы на питание увеличиваются до 50–60%», – отмечает директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. По его словам, за все 15 лет нефтяного благополучия Россия оставалась бедной страной. «Треть расходов на продовольствие – обычно показатель бедных стран, в то время как в развитых странах траты на питание не могут превышать 15–20% от общих расходов», – говорит экономист.
По словам гендиректора Alianta Group Агвана Микаеляна, доля иностранного компонента в товарах народного потребления, в продовольствии и даже в услугах достигает 70%, а значит, здесь можно ждать дальнейшего подорожания. При этом наиболее сложной остается ситуация с лекарствами и фармацевтикой. «Сейчас у нас зависимость от иностранного компонента крайне высокая, и на фоне продолжающейся реформы здравоохранения повышение стоимости лекарств может быть наиболее чувствительным», – считает он.