Градообразующие предприятия ждут новых инвесторов. Фото Александра Зыкова
Опасаясь в условиях ухудшающейся экономической ситуации получить второе Пикалево, власти в который раз взялись помогать моногородам. Теперь этим будет заниматься Фонд развития моногородов, созданный Внешэкономбанком (ВЭБом) по поручению президента. До 2017 года фонд должен направить на софинансирование инфраструктурных и инвестиционных проектов в 50 самых проблемных моногородах около 30 млрд руб. из федерального бюджета.
Фонд развития моногородов начинает работу. Это некоммерческая организация, учредителем которой выступил ВЭБ. Цель фонда – создать условия для диверсификации экономики в наиболее проблемных моногородах, для привлечения частных инвестиций и для появления рабочих мест, альтернативных тем, которые есть на градообразующих предприятиях.
Средства фонда в инфраструктурных проектах составят до 95% стоимости, не менее 5% должен вложить субъект. В бизнес-проектах фонд берет на себя менее 50% стоимости, остальное должны вложить частные инвесторы. Особое внимание будет уделяться тому, чтобы это софинансирование происходило именно «вместе», а не «вместо» регионов, муниципалитетов и предпринимателей. Софинансироваться будет не каждый проект, а только, как уточняется, жизнеспособный.
Более того, не каждый даже проблемный моногород будет поддержан фондом. В частности, всего в стране насчитывается 313 моногородов, из них к категории наиболее проблемных отнесено 75 моногородов (они попадают в так называемую красную зону), фонд планирует поддержать в ближайшие несколько лет 50 проблемных моногородов. На финансирование его деятельности бюджет выделит до 2017 года примерно 30 млрд руб. Обо всем этом вчера сообщили журналистам представители фонда и ВЭБа.
Итак, как вчера рассказала зампред ВЭБа Ирина Макиева, моногород попадает в красную зону, если он соответствует хотя бы двум из перечисленных критериев: градообразующее предприятие либо уже остановлено, либо находится в процедуре банкротства; предприятие планирует высвободить более 10% работников; заметно ухудшились перспективы тех отраслей, к которым относится градообразующее предприятие (поводом для опасений могут стать негативные прогнозы по динамике металлургической отрасли, машиностроения и т.д.); безработица в моногороде превышает более чем в два раза среднероссийский показатель; опросы населения свидетельствуют о социально-экономическом неблагополучии в городе.
Макиева сообщила, что в последних числах декабря 2014 года на деятельность фонда бюджет выделил 3 млрд руб., «на 2015 год планируется 5 млрд руб. и по 10 и 8 млрд руб. на 2016 и 2017 годы». Первый транш помощи скорее всего получат следующие пять моногородов: Канаш (в Чувашии), Краснотурьинск (в Свердловской области), Юрга (в Кемеровской области), Надвоица (в Карелии) и Чегдомын (в Хабаровском крае).
Как при этом следовало из объяснений гендиректора фонда Дмитрия Скриванова, цель организации – не только софинансирование. Фонд поможет региональным, муниципальным властям и частным инвесторам еще и полезными советами, или, как это модно говорить, кейсами, а также высококвалифицированными управленческими кадрами. Тем самым фонд будет выполнять функции проектного офиса.
Как пояснил Скриванов, среди целевых показателей, по которым станет понятно, насколько эффективна поддержка фонда, – создание в отобранных 50 моногородах в общей сложности 40 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. Нетрудно подсчитать, что в каждом городе тем самым в ближайшие несколько лет должно появиться по 800 рабочих мест.
Есть еще и такой показатель, как привлечение инвестиций на каждый вложенный со стороны государства рубль. «Мы не коммерческая организация. Поэтому показатель привлечения инвестиций у нас может быть не такой оптимистичный, как это обычно бывает: не 1 к 10. Этот показатель будет обсуждаться с Минэкономразвития. Но 1 руб., вложенный государством, у нас должен сгенерировать как минимум несколько рублей со стороны частных инвесторов», – говорит Скриванов.
Судить об эффективности работы фонда можно будет, например, по статистике безработицы в городе, по статистике открытых там новых предприятий – прежде всего малых и средних. Самое главное – добиться, чтобы люди захотели и смогли в этом моногороде жить и работать, добавили представители фонда.
Проблема моногородов в России застарелая. До сих пор стоит вопрос, что делать с людьми в случае банкротства градообразующего предприятия. Напомним, еще недавно – в кризис 2008–2009 годов – одним из рецептов для моногородов чиновники называли переселение жителей. На подобные размышления их наводил пример в Пикалеве Ленинградской области, когда закрытие градообразующего предприятия закончилось протестами и перекрытием федеральной трассы.
Но, рассуждая о переселении граждан, власти также выделяли из бюджета деньги на искусственное поддержание занятости на тех предприятиях, которые еще не закрылись. В 2009 году на борьбу с безработицей из бюджета было выделено около 44 млрд руб., а в новом антикризисном плане – на 2015 год – уже учтены 52 млрд руб.
Опрошенные «НГ» эксперты напоминают, что моногорода встречаются не только в постсоветских странах. «Однако именно в постсоветских странах ситуация наиболее сложно решаема, так как крайне низка мобильность населения. Например, в том же американском Детройте, банкротство которого стало самым масштабным муниципальным банкротством в американской истории, большая часть населения постепенно уехала из города, – говорит аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. – В России с проблемой можно бороться двумя методами: стимулированием мобильности населения и диверсификацией экономики. Как показала практика, первый метод недостаточно эффективен из-за отсутствия стимулов. Диверсификация потенциально более эффективна, но более затратна для бюджета».
Также эксперты замечают, что проблема моногородов на самом деле является проблемой крупных предприятий, по той или иной причине потерявших значительную часть спроса. «И не важно, расположено это предприятие в маленьком городе или в большом. Поэтому следует более подробно остановиться на причинах возникновения кризиса сбыта на основных предприятиях», – считает руководитель аналитического департамента AForex Артем Деев. А значит, попытаться исправить ситуацию, по его словам, можно активизировав работу по сбыту, простимулировав внутренний спрос, а также диверсифицировав само производство.