Падение спроса на зарубежный отпуск может составить 40%. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Российские туркомпании терпят убытки из-за ослабления рубля, снижения доходов населения и уменьшения выездного туризма. Еще один удар по туристическому бизнесу может нанести государство, которое собирается увеличить сборы с туркомпаний на случай их банкротства. Вчера туркомпании предупредили об уходе с легального рынка, если законодательство о туризме будет ужесточено.
Правительственный законопроект о туристической деятельности встревожил участников рынка, которые сворачивают деятельность из-за ухудшения условий ведения бизнеса. В прошлом году начались массовые банкротства туроператоров, которые пострадали из-за административных запретов на выезд для части чиновников и и общего сокращения платежеспособного спроса. Для защиты граждан на случай банкротства туркомпаний правительство решило повысить размер их финансового обеспечения. И одновременно ввело более жесткие правила продажи зарубежных туров.
Законопроект предлагает увеличение финансового обеспечения ответственности туроператора до 3% годового объема продаж в 2015 году и до 5% – с 2016 года. При этом сумма не может быть менее 50 млн руб. Предлагается также изменить условия договора о реализации туристического продукта. Теперь туристу должны быть выданы билеты «туда–обратно» и документы о бронировании гостиницы до начала путешествия. Предлагается также расширить и права самих туристов. В частности, вводится право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр.
«Наша задача – в первую очередь защитить интересы потребителя, то есть конкретного туриста, особенно если он оказался в сложной ситуации за рубежом», – пояснили «НГ» в пресс-службе Ростуризма. К тому же, напоминают в ведомстве, как показала ситуация прошлого года, те меры, которые прописаны в нынешней редакции Закона «О туристской деятельности», оказались недостаточными. «Туристы, находившиеся за рубежом в момент остановки деятельности туроператора, вынуждены были прервать свой оплаченный отдых, а те, что не выехали, и вовсе потеряли деньги», – сообщили в пресс-службе.
Однако в самом турсообществе придерживаются других взглядов относительно законопроекта. Ранее Ассоциация туроператоров России (АТОР) направила в Госдуму предложение с просьбой отказаться от фингарантий как обязательного условия ведения туроператорской деятельности. «АТОР уже неоднократно заявляла о своей позиции по этому документу – мы категорически не согласны с целым рядом положений этого законопроекта. Мы готовим ряд предложений. В частности, мы считаем, что ввиду чрезмерности нагрузки на туроператоров во всех сегментах туризма, которая содержится в законопроекте, необходимо убрать финансовую гарантию как обязательное требование для туроператоров по осуществлению своей деятельности на территории России», – объясняла исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
К тому же вчера, обсуждая текст законопроекта в ходе так называемых нулевых слушаний в Общественной палате, экспертное сообщество нашло в нем множество несоответствий. В частности, проект закона противоречит нормам гражданского права и фактически вводит клиента в заблуждение о собственной защищенности. «Законопроект существует в отрыве от иного законодательства, не вполне соотносится с Гражданским кодексом», – считает председатель комиссии Общественной палаты Лидия Михеева. Противоречия, по ее словам, возникают в ходе удаленного бронирования туров на интернет-сайтах. Так, согласно законопроекту, договор считается заключенным лишь в момент полной оплаты туристического продукта. «Но это противоречит гражданскому праву, которое считает договор заключенным с того момента, как клиент выразил свое намерение приобрести услуги», – напоминает Михеева.
Законопроект был написан осенью 2014 года, когда ситуация в отрасли была совершенно иной, напоминает председатель Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденко. «Сейчас российский турбизнес фактически находится в состоянии клинической смерти, и, если законопроект будет принят в текущей ситуации, он просто похоронит отрасль», – считает он. Перед туроператорами возникнет выбор – закрыть бизнес или продолжать его нелегально.
Действительно, соглашается председатель Союза пассажиров Кирилл Янков, чем больше сейчас будет нагрузка на отрасль, тем больше шансов того, что турбизнес будет уходить в сектор, где его невозможно будет контролировать. «Туркомпания может объявить, что она оказывает лишь консультативные услуги по подбору тура, а туристу на руки будут выдаваться лишь контракты с авиакомпаниями и отелями», – рассуждает эксперт.
Только за 2014 год общее количество российских туроператоров сократилось более чем на 8% – с 4,6 тыс. до 4,2 тыс. На 25% сократилось количество компаний, работающих в сегментах международного въездного и выездного туризма, – с почти 2,2 тыс. до 1,6 тыс. При этом более чем на 10% увеличилось число операторов, занимающихся только внутренним туризмом, – с 2,4 тыс. до 2,6 тыс.
В наступившем году количество российских туркомпаний вновь сократится. Согласно прогнозам АТОР, стоимость летнего отдыха за границей для россиян может вырасти на 80% по сравнению с ценами прошлого года. Сейчас стоимость путевок по основным направлениям уже возросла на 50%. При этом, уточняют в ассоциации, к июню подорожание может увеличиться еще на треть. А значит, спрос на зарубежные турпоездки может сократиться на 30–40%.
Конечно, соглашаются в Ростуризме, наибольшие трудности сейчас испытывают именно туроператоры, занимающиеся выездным туризмом. «В связи с ростом курса основных валют отдых за рубежом стал достаточно дорогим, выездные турпотоки значительно сократились. И, конечно, в нынешней ситуации останутся на плаву только те компании, которые смогли серьезно оптимизировать свою работу, доказать надежность и устойчивость», – считают в федеральном агентстве. Тем не менее, уверены в ведомстве, говорить о том, что многие фирмы уйдут в серые схемы, пока рано.
По мнению же экспертов «НГ», любые нововведения в текущих кризисных условиях могут стать непосильным бременем для отрасли. «Дополнительная финансовая нагрузка крайне негативно скажется на состоянии абсолютного большинства игроков, в первую очередь небольших региональных компаний, которые в течение короткого срока начнут уходить с легального рынка», – уверен коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин. Однако и переход в тень – не выход. «Риск в этом случае неоправдан – маржинальность невысока, и рисковать в условиях снижения спроса не имеет никакого смысла. Куда более возможные варианты – это перепрофилирование бизнеса, например, организация сервисов бронирования или переход на продажи исключительно авиабилетов», – резюмирует эксперт.
По словам же гендиректора агентства «Отпуск 2.0» Анны Мининой, в тень уже уходят многие компании. «Пока рынок еще живет на своем жирке, полученном за последние несколько лет, многие туристы продолжают путешествовать просто по инерции, потому что привыкли отдыхать за рубежом», – поясняет она. Если ситуация с курсом валют и ростом цен не изменится, то ряды турфирм поредеют более чем на 30%. «В этой связи инициативы Ростуризма не столько направлены на спасение отрасли, сколько на закручивание гаек, которые лишь обострят ситуацию и создадут больше рисков для самих туристов», – резюмирует эксперт.