Россиян в который раз призывают пересаживаться из старых автомобилей в новые. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Правительство продлевает на 2015 год программу утилизации автохлама и удваивает ее государственное финансирование. Крупнейшие автопроизводители в России уже поддержали правительственное решение и тоже объявили о продлении своих утилизационных программ. Автопроизводители рассчитывают, что это поможет им не только получить субсидию от государства, но и оживить потребительский спрос. Эксперты, однако, предупреждают, что надежды могут не оправдаться: всплеск потребительского спроса уже случился в конце прошлого года во время резкой девальвации рубля – и те, кто хотел или мог купить автомобиль, уже это сделали, а остальные теперь могут повременить с покупкой новой машины из-за высоких ставок по автокредитам.
Продлевая программу утилизации на 2015 год, власти изначально планировали выделить из бюджета на ее реализацию 10 млрд руб. В конце минувшей недели стало известно, что теперь государственное финансирование в рамках антикризисной поддержки экономики будет удвоено. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на представителей автомобильной отрасли, правительство решило выделить на поддержку авторынка дополнительные 10 млрд руб. – вдобавок к тем 10 млрд руб., о которых было объявлено в декабре прошлого года.
Программа утилизации касается не только легковых автомобилей, но и грузовиков. Судя по сообщениям информагентств, о продлении своего участия в программе уже объявили многие автопроизводители. В частности, КамАЗ обещает при сдаче в утиль старого грузовика или прицепа давать автовладельцу скидку в размере 350 тыс. руб. Nissan планирует предоставить скидку в 50 тыс. руб. Его продленная программа утилизации в 2015 году распространяется на все без исключения комплектации таких моделей, как Almera, Sentra и Terrano. Программа продлится до конца февраля этого года. Компания «Тойота Мотор» с 21 января по 31 марта возобновляет программу поддержки продаж Toyota Camry, размер обещанной скидки при участии в программе утилизации – тоже 50 тыс. руб. Компания «Хендэ Мотор СНГ» тоже продлевает утилизационную программу до 31 марта, обещая скидку в 50 тыс. руб. при покупке марки Solaris. Наконец, те же условия у АвтоВАЗа. Новый автомобиль Lada можно будет купить по программе утилизации со скидкой 50 тыс. руб. до 31 марта.
Кроме того, автопроизводители продлевают действие системы trade-in. Как напоминают эксперты, одно из отличий утилизационной программы 2014/15 года от той, которая действовала в 2010 году, в том, что теперь машину можно сдать непосредственно по системе trade-in у автодилера. «Ранее автомобиль можно было сдать только в аккредитованных утилизационных пунктах», – напоминает директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. Сейчас к аккредитованным утилизационным пунктам подключились дилеры, работающие с задействованными в государственной программе утилизации автопроизводителями.
По системе trade-in скидка, предоставляемая автовладельцу, иногда оказывается чуть меньше. Однако, как сообщали в прошлом году некоторые автокомпании, в 92% случаев клиенты выбирали именно условия trade-in.
Участие в программе утилизации дает автопроизводителям возможность претендовать на финансовую подпитку от государства. «Процесс выплат субсидий автопроизводителей находится в ведении Минпромторга. Ведомство издает специальное постановление о выделении денежных средств автопроизводителям. Возмещение автопроизводителям, участвующим в программе утилизации, производится через механизм субсидий», – поясняет Андрей Ермаков.
Некоторые эксперты подчеркивают, что главный адресат этой программы – АвтоВАЗ. По сообщениям информагентств, в 2014 году из выделенных государством 10 млрд руб. на долю АвтоВАЗа пришлось около 2 млрд.
«Выборочность в отношении производителей объясняется стремлением поддержать тех, кто в этом больше нуждается. И никто не скрывает, что в первую очередь стоит задача поддержать АвтоВАЗ, поскольку от него напрямую зависит судьба целого региона. Поддержка будет иметь форму субсидий и снижения долговой нагрузки на автопроизводителей для того, чтобы они получали больше свободы в реализации приоритетных инвестиционных программ», – говорит руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа.
Преимущество программы утилизации не только в непосредственной государственной подпитке, но и в возможности подстегнуть потребительский спрос на автомобили, простимулировать производство и продажи.
«Программа утилизации поддерживает спрос на отечественные автомобили в условиях его снижения, а возмещение затрат на уплату процентов по кредиту облегчает нагрузку на и без того закредитованных производителей. Предыдущий опыт показал, что программа утилизации может благотворно сказаться на отечественном автопроме. Так, в 2010 году по итогам программы производство легковых автомобилей выросло в два раза к уровню 2009 года, грузовых автомобилей – на 74,5%, автобусов – на 23,6%, легких коммерческих автомобилей – на 51%», – напоминает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Однако некоторые эксперты полагают, что сейчас ситуация немного изменилась и ожидаемого всплеска спроса может уже не произойти. «Нынешняя программа будет действовать в как никогда сложных условиях. В прошлом году определенным стимулом для рынка новых автомобилей послужила шоковая девальвация рубля. В конце прошлого года ажиотажный спрос на машины привел к тому, что он значительно превысил предложение. Впрочем, изначально было понятно, что долго это не продлится. Автопроизводители уже успели скорректировать цены», – отмечает Дмитрий Кипа. Также эксперт подчеркивает, что успех программы утилизации во многом определяется уровнем ставок по автокредитам. «А они сейчас составляют в среднем 18–21% годовых», – замечает он.
Доходы россиян снижаются, инфляция ускоряется, и в стране вот-вот начнется рецессия – в этих условиях, как говорит эксперт, такой процент ставит под сомнение успешность вполне привлекательной, как может показаться, программы утилизации.