Начинающие бизнесмены будут пытать счастье в сфере услуг. Фото PhotoXPress.ru
Предпринимательские способности должны стать драйвером новой российской экономики, заявил вчера премьер Дмитрий Медведев. Возможно, его слова вдохновят на организацию собственного бизнеса некоторых россиян, потерявших работу в кризис. Правда международные исследования говорят об аномально низкой предпринимательской активности граждан РФ. Так что правительственные надежды на самообеспечение россиян работой и деньгами могут не оправдаться.
В России растет безработица: как сообщил вчера Роструд, за декабрь количество безработных выросло почти на 8%. «Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по РФ, составила на 1 января 2015 года 885,6 тыс. человек, что на 7,8% больше, чем на 1 декабря 2014 года», – отмечается в сообщении ведомства. Увеличение отмечалось в 64 регионах страны. Кроме того, по данным Роструда, заявленная работодателями потребность в работниках на 1 января 2015 года составила 1,4 млн человек, что на 17,7% меньше, чем месяцем ранее.
Между тем Дмитрий Медведев уверен, что новая экономика России должна быть построена на сферах, связанных не с углеводородами, а с предпринимательскими талантами. «Мы сегодня пытаемся найти новые источники роста для экономики, и не так давно я говорил об исчерпании возможностей так называемого углеводородного роста в прямом смысле, – передает слова Медведева Интерфакс. – Новая экономика должна быть связана с другими сферами приложения труда. Теми сферами, где огромную роль играют предпринимательский талант и просто смелость, способность создавать отдельные бизнес-проекты и дублировать создание целых отраслей».
Возможно, в сегодняшней обстановке призыв премьера будет услышан: люди, потеряв работу во время кризиса, задумаются о создании собственного бизнеса. Тем более что, согласно «Глобальному мониторингу предпринимательства» (GEM), бизнесмены чувствуют себя счастливыми чаще, чем наемные служащие (см. «НГ» от 11.09.14). Общую удовлетворенность жизнью отмечали 47% предпринимателей и 31% респондентов, работающих по контракту, удовлетворение от работы – 91% и 72% соответственно. Уровнем доходов оказались довольны 40% бизнесменов и 14% служащих.
«На сегодняшний день большинство людей относятся к предпринимательству с одобрением, потому что на живых примерах видят, что успешные бизнесмены обеспечивают себе лучшее качество жизни, – рассуждает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко. – Вместе с тем население до сих пор боится идти на риск и заниматься бизнесом. Все еще существуют стереотипы, что предприниматель – вор. Хотя на самом деле большинство начинают бизнес с нуля, не используя коррупционных схем для достижения успеха». По его мнению, кризис вряд ли сподвигнет многих россиян на занятие бизнесом. «Большая часть наемных работников не подготовлена к предпринимательской деятельности. Граждане будут искать новую работу и стремиться поддерживать качество жизни, к которому они привыкли», – поясняет Кравченко. По его оценкам, предпринимательской деятельностью займется не более 5% от числа уволенных россиян. «Некоторые все-таки будут организовывать бизнес в сфере услуг, открывать ателье, центры сервисного обслуживания. Совсем малая часть предпринимателей постарается организовать небольшие производственные предприятия, – говорит Кравченко. – К сожалению, до сих пор, несмотря на потребность государства в развитии внутреннего производства, предприниматели в России не склонны открывать производственный бизнес, так как на сегодняшний день дешевые финансовые ресурсы остаются труднодоступными. Вместе с тем обещанные меры господдержки, такие как госгарантии, налоговые и надзорные каникулы, благосклонно повлияют на предпринимательскую активность».
При этом эксперт полагает, что в криминальный бизнес может уйти совсем мало людей – многие насытились им в 90-е и вряд ли захотят рисковать свободой.
В свою очередь, Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити», полагает, что кризис может и отпугнуть потенциальных предпринимателей. «Это не самое лучшее время для начала собственного бизнеса. Ведь сейчас потребительский кредит очень дорог, инвесторы неохотно расстаются с накоплениями, а если они есть у уволенного сотрудника, то он скорее предпочтет использовать их для поддержания жизни в безработный период, чем вкладывать в рисковое мероприятие», – рассуждает эксперт. По словам Антоненко, самые распространенные сферы частного предпринимательства – это кафе, магазины, салоны красоты. Кроме того, начинающий предприниматель может попытаться составить конкуренцию бывшему начальнику. «Сотрудник может открыть компанию, аналогичную сфере деятельности бывшего работодателя, так как ему понятны бизнес-процессы, возможно, есть клиенты, поставщики и т.д.», – говорит Антоненко.
В то же время партнер компании FutureToday Денис Каминский напоминает, что, согласно тому же GEM, только 2,6% россиян сообщили, что планируют открыть свой бизнес в течение ближайших трех лет. «Для сравнения, в Германии свой бизнес в течение трех лет планируют открыть 6,8% респондентов. В Великобритании – 7,2%, в США – 12,4%, а в Бразилии вообще 27,2%. Ниже российских показателей нет ни у кого. Вторые снизу – японцы с 4%», – отмечает эксперт.
К слову, согласно отчету Ernst&Young 2013 года, в котором компания сравнивала условия ведения бизнеса в странах «большой двадцатки» (G20), российские показатели оказались относительно неплохими. В категории «доступ к финансированию» Россия оказалась на 15-м месте из 20, в «налоговой политике» – на 9-м, по уровню бизнес-образования – на 14-м. И даже заняла первое место в категории доступности и численности профессиональных бизнес-объединений.