Дмитрий Медведев уверяет, что еще год назад все понял о нынешнем кризисе. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
Снижение рейтингов российских компаний и переоценка их кредитных залогов грозят стране новыми неприятностями. Россия испытывает проблемы с обслуживанием долга по текущему графику, а дополнительные требования иностранных кредиторов вообще грозят дефолтами по внешнему корпоративному долгу. Пока Россия должна выплатить по внешнему долгу в 2015 году более 100 млрд долл. В случае снижения рейтингов и переоценки залогов сумма необходимых выплат в 2015 году может вырасти на 30%. Со временем таких валютных запасов в стране может и не оказаться. Ведущее агентство Standard&Poor’s (S&P) обещает решить судьбу суверенного рейтинга РФ, который сейчас находится на «предмусорном» уровне, в конце января.
Агентство Standard&Poor’s планирует принять решение о суверенном рейтинге России до конца января. В конце прошлого года S&P не стало опускать рейтинг РФ до «мусорного» уровня, оставив страну в шаге от этой ступени. Однако прогноз по рейтингу был «негативный».
Неделю назад до «предмусорного» уровня снизило долгосрочные рейтинги дефолта РФ в национальной и иностранной валютах агентство Fitch – тоже с «негативным» прогнозом. В минувшую пятницу вслед за суверенным рейтингом Fitch понизило рейтинги 30 российских финансовых институтов и их «дочек», включая Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк.
Одновременно с этим агентство Moody’s понизило рейтинг российских гособлигаций тоже до «предмусорного» уровня, поместив его в список на пересмотр в сторону понижения. Специалисты Moody’s объясняют свое решение тем, что в условиях дешевеющей нефти перспективы экономического развития России заметно ухудшаются. По их оценкам, в 2015-м ВВП РФ сократится примерно на 5,5% к 2014 году.
Российские депутаты и сенаторы тут же объявили, что все эти рейтинги международных агентств давно стали не экономическими, а политическими инструментами. «В последнее время все чаще политика заслоняет объективные экономические реалии», – прокомментировал журналистам происходящее первый замглавы думского комитета по экономической политике Михаил Емельянов. По его мнению, у Moody’s сейчас нет весомых оснований для понижения рейтинга российских гособлигаций.
Вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин сказал, что ухудшение рейтинга российских гособлигаций – «это не критично, не смертельно, хотя и неприятно, как и все, что связано с санкциями». Бушмин считает, что не стоит придавать слишком много значения рейтингам. «Я всегда очень скептически относился к политизированным решениям Moody’s и Fitch. Так что для меня снижение рейтинга не стало неожиданностью», – сказал он.
Иностранные эксперты предупреждают: это только начало. «Предстоит снижение до «мусорного» уровня. Рейтинговые агентства просто нагоняют реальность, так как российский долг уже торгуется на «мусорном» уровне», – говорит основатель компании R Squared Capital Management LP. Рудольф-Рияд Юнис, которого цитирует Bloomberg.
Снижение рейтингов прекрасно вписывается в логику антироссийских санкций. Пока Европа рассуждает о некотором смягчении санкционного режима и надеется на отмену Москвой продовольственного эмбарго, президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон демонстрируют решимость «дожать» Россию.
«Мусорный» статус будет иметь очень серьезное влияние на корпоративный долг России, – поясняет партнер фирмы Firebird Management LLC Иан Хейг. – Ирония в том, что многие принадлежащие государству компании уже изолированы от иностранных рынков, так что они так или иначе не могут рефинансировать свой долг».
Резкая девальвация рубля и падение нефтяных цен становятся поводом для переоценки залогов, под которые российские компании и банки брали внешние кредиты. К этому добавляется еще один фактор – ухудшение рейтингов, которое провоцирует кредиторов пересматривать графики платежей по внешнему долгу. Многие кредиторы получают право потребовать досрочного погашения долгов, поскольку эти условия, как правило, включаются в условия кредитования.
Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что вероятность увеличения выплат по внешнему долгу в 2015 году постоянно растет. «Это не значит, что уже завтра будут предъявлены требования о пересмотре графика платежей или о досрочном погашении долга. Но вероятность такого развития событий значительно возросла», – считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Уже сейчас, как он уточняет, есть компании, которые опустились на «мусорную» ступень, но их пока меньшинство.
В январе эксперты Standard&Poor’s могут преподнести России неприятный сюрприз. Фото Reuters |
Вполне реальными проблемы с погашением внешнего долга станут в том случае, если все ведущие агентства понизят до «мусорного» рейтинг России, а затем и ключевых российских компаний. В этом случае, по оценкам Николаева, сумма, которую российские компании и банки должны будут погасить в счет внешнего долга в 2015 году, увеличится как минимум на 20–30%. «У нас и с обычным-то графиком и объемом платежей справиться в этом году было бы чрезвычайно сложно, а после увеличения на 20–30% это станет совсем невозможно», – предупреждает эксперт.
Такой сценарий возможен, соглашается директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Но, по его словам, это не значит, что случится что-то страшное. «В 2015 году на совокупные выплаты правительства, компаний и банков приходится около 130 млрд долл. Последние данные по международным резервам – около 390 млрд долл. Я думаю, что в большинстве случаев эти долги будут рефинансироваться за счет резервов. Компании будут в том или ином виде должны государству. А разговаривать с родным правительством намного легче, чем с западными кредиторами», – поясняет Разуваев.
По его словам, Центробанк, вероятно, потому и не проводил масштабных валютных интервенций, чтобы сохранить резервы. Кроме того, основные долги у компаний-экспортеров, которые и сами генерируют валютную выручку.
Впрочем, проблемы с выплатой долга возникают после 2015 года, полагает эксперт. Если какая-то компания окажется на «мусорном» уровне, с нее действительно могут потребовать по некоторым обязательствам досрочного погашения. Однако это требование скорее всего станет предметом для переговоров. Возможны и встречные иски, если российская сторона попытается объявить решения рейтинговых агентств политически мотивированными, замечает Разуваев.
Наконец, весьма вероятно и введение жесткого валютного регулирования в России. «Такой шаг будет означать некоторое поражение в правах иностранных кредиторов и инвесторов», – говорит Разуваев. И на это решение нынешний кабинет министров вряд ли согласится, считает эксперт. Хотя в условиях нарастающего оттока капитала необходимость валютного регулирования становится все более очевидной, считают некоторые чиновники. В их числе президентский советник Сергей Глазьев.
Чистый отток капитала по итогам 2014 года уже превысил показатель кризисного 2008-го. По данным Центробанка, он составил 151,5 млрд долл. против примерно 134 млрд в 2008-м и 61 млрд в 2013-м. За один четвертый квартал прошлого года отток составил столько, сколько раньше из России утекало за год, – около 73 млрд долл. В ЦБ уточняют, что часть оттока – около 20 млрд долл. – это временный отток, связанный с предоставлением валютной ликвидности банкам.
«Существенным фактором увеличения чистого вывоза капитала частным сектором в 2014 году наряду с наращиванием иностранных активов стали выплаты по внешнему долгу компаний и банков в условиях сужения возможностей для рефинансирования долга из-за санкций», – поясняют в ЦБ. В Центробанке ожидают теперь сокращения объема выплат по внешнему долгу.
Между тем, как сообщило в пятницу агентство Bloomberg, если в 2015 году из России будет утекать по 60 млрд долл. в квартал, тогда российское правительство введет контроль над движением капитала. К такому выводу пришли опрошенные агентством экономисты.
В Москве же о подобной перспективе стараются вообще не думать и делают вид, что ничего страшного с российской экономикой не происходит. Прошедший в столице Гайдаровский форум скорее разочаровал инвесторов и экономистов, ведь они не увидели разумной согласованной антикризисной программы. Возникли даже сомнения в способности чиновников трезво оценивать ближайшие риски и перспективы.
Довольно неожиданным оказалось для участников форума заявление премьера Дмитрия Медведева, который признался, что ему уже давно все было понятно о том кризисе, в котором сейчас оказалась Россия. «Нынешняя ситуация, в которой, например, находятся Россия, российская экономика, конечно, весьма непроста. Но скажем прямо: она была ожидаема, она была нам понятна уже год назад и даже больше», – похвалился премьер. Что было понятно и почему ничего тогда не предпринималось – об этом премьер не сказал.
Российское правительство упустило шанс продемонстрировать инвесторам, что у него есть понимание сути стоящих перед страной проблем и путей их решения. Вместо этого инвесторы увидели разброд и шатание среди чиновников. Один из примеров: сначала Медведев убеждал, что «мы не собираемся проедать валютные резервы», потому что у нас достаточно механизмов, чтобы и без резервных средств обеспечить устойчивость рубля, затем министр финансов Антон Силуанов рассказал, что Минфин вполне может использовать средства Резервного фонда, чтобы купить на них рубли и тем самым «хорошо заработать для бюджета».