Декабрьский ажиотаж прошел, и в январе автомобили покупают единицы. Фото Reuters
В декабре на волне девальвации продажи автомобилей в России били рекорды, но это не спасло авторынок от падения на 10% по итогам 2014 года. А 2015 год окажется еще более тяжелым. Продажи новых легковых автомобилей упадут еще на 24%, прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В связи с этим заводы откажутся от выпуска некоторых моделей в России. При этом повышение цен из-за девальвации рубля может стать почти еженедельным.
Среди факторов, повлиявших на продажи в 2014 году, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер назвал слабую экономику, низкий клиентский спрос, внешнеполитические события и последовавшие за ними санкции. Шрайбер подчеркнул, что прямого воздействия на авторынок геополитика не оказала, но она повлияла на инфляцию, на настроения потребителей и ощущение «кризиса в головах».
Летом продажи автомобилей упали на 26% по сравнению с предыдущим годом, отметил Шрайбер. Осенью ситуация постепенно стабилизировалась, в том числе благодаря мерам поддержки, принятым властями (программа «Деньги в обмен на автохлам». – «НГ»). А с конца ноября в стране начался настоящий бум продаж. За декабрь было продано 270,6 тыс. автомобилей, что, по данным АЕБ, является абсолютным рекордом для этого месяца.
Впрочем, предупреждают в ассоциации, не стоит надеяться на сохранение этой тенденции. Потребительский ажиотаж был вызван девальвацией рубля. Из-за этого потенциальный спрос 2015 года сместился на конец 2014 года. Соответственно в первой половине этого года авторынок ждет значительный спад, говорит Шрайбер. Во второй половине года АЕБ надеется на улучшение продаж. «24% – это большой спад, но это менее драматично, чем в 2009 году. Тогда мы видели настоящий обвал», – отметил Шрайбер. В 2009 году, по данным АЕБ, падение продаж составило 49%.
В 2015 году на ситуацию продолжат влиять кризис в экономике, инфляция, падение доходов населения. «Девальвация и рост цен и дальше будут давить на спрос наших клиентов – их приоритеты меняются, люди выбирают только самое необходимое. Возможно, некоторые модели автомобилей на нашем рынке исчезнут. Потому что их просто невозможно будет выгодно реализовать при нынешнем уровне цен», – рассказал Шрайбер. Он не уточнил, какие именно модели могут исчезнуть с рынка, но сообщил, что некоторые производители намерены пересмотреть и сократить свой модельный ряд. Напомним, что несколько марок – испанский Seat, американский Dodge и тайваньский Luxgen – уже объявили о прекращении продаж в России.
В АЕБ также полагают, что новые автомобили, которые сейчас демонстрируются на международных выставках, вряд ли будут поступать в Россию в прежних объемах. «Никто не сомневается в долгосрочных перспективах российского рынка. Но какой этап кризиса мы сейчас проходим, насколько он будет глубоким – никто не знает. Поэтому не все, что показывают сегодня на автосалонах, будет сразу появляться в России», – поясняет Шрайбер.
Все автомобили, попавшие в десятку самых продаваемых в России, по данным АЕБ, оказались местного производства. При этом лидер продаж – АвтоВАЗ – потерял в 2014 году 15%: на столько сократились за год продажи автомобилей Lada. В концерне при этом объявили, что все автомобили этой марки подорожают в среднем на 9% с 15 января.
По словам Йорга Шрайбера, сейчас трудно предсказать рост цен, это будет напрямую зависеть от поведения рубля. Если курс так или иначе стабилизируется, остановится и подорожание автомобилей. Если же рубль продолжит падать, ценники будут переписывать хоть каждую неделю.
В АЕБ также отмечают, что высокие процентные ставки оказывают давление на объемы продаж в кредит. «Доля этих продаж уже падала в прошлом году. Точной статистики пока нет. Но, вероятно, она упала с обычных 40–45% на 10 процентных пунктов. В 2015 году можно ожидать такого же падения. Поэтому я лично полагаю, что доля кредитных продаж в 2015 году опустится ниже планки в 20%», – добавил Шрайбер.
«С учетом нынешней ситуации будет сокращаться и модельный ряд, и производство, – говорит исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. – Рынок просто не сможет реализовать всю продукцию, которую мы можем дать. При ставке Центробанка в 17% кредиты под 23–25% никто сегодня брать не будет, это абсолютно неподъемно. Нужна поддержка рынка государством, может быть, дифференциация кредитных ставок для отраслей. Но пока власти об этом молчат».