Первый зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева требует расследования действий Центробанка перед самым глубоким падением рубля. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Представители ЦБ пока не готовы содержательно отвечать на критику его действий накануне «черного вторника», 16 декабря, когда рубль обвалился до рекордно низких значений. Руководство ЦБ обвиняют, в частности, в раздаче коммерческим банкам накануне «черного вторника» почти 5 млрд долл. всего под 1% годовых. Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Генпрокуратура уже начинают расследование обстоятельств скандальной девальвации рубля. А депутаты просят привлечь к расследованию и Счетную палату. Ведомство Эльвиры Набиуллиной объявило о назначении нового ответственного за денежно-кредитную политику, что подтверждает факт недовольства действиями ЦБ в условиях кризиса.
Депутаты, экономисты и банкиры все громче говорят, что именно Центробанк повинен в валютном коллапсе, который случился 16 декабря прошлого года. Одни подозревают в действиях ЦБ злой умысел, другие объясняют провалы денежно-кредитной политики регулятора некомпетентностью ответственных лиц.
Бывший зампред ЦБ, ныне председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин дипломатично указал вчера, что политика Центробанка не адекватна вызовам, стоящим перед российской экономикой. «Классические методы денежно-кредитного регулирования, которые совершенно справедливо используются большинством центральных банков мира (таргетирование инфляции, управление процентной ставкой), абсолютно правильные, но в текущей ситуации в России, когда очень низкий инвестиционный интерес к российским активам, эти инструменты работают со сбоями», – пояснил он.
Более жесткой в своих выводах о слабости действующего руководства ЦБ была первый зампред думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Снова и снова она повторяла тезис, что ЦБ, похоже, сам спровоцировал валютный коллапс.
«Валютное РЕПО 15 декабря проводится на рекордную сумму – 5 млрд долл. под 1% годовых на срок один год. Как правило, операции РЕПО проводятся со сроком день-два, неделя, чтобы дать возможность перекантоваться. Через два часа – снова аукцион валютного РЕПО еще на 1,5 млрд долл. После того как всем валюту раздали, ночью повышается ставка рефинансирования ЦБ, что провоцирует панику, доллар взлетает вверх. Дальше остается выяснить, кто участник этого аукциона валютного РЕПО, кто приобретал валюту при интервенциях и что они потом с ней делали в период паники 16-го числа», – рассказала Дмитриева в интервью «Бизнес Online». «Требует анализа вся ситуация на Московской валютной бирже. Это отдельный вопрос профессионализма действий ЦБ», – утверждала ранее в эфире «Эха Москвы» Дмитриева.
Кроме того, Дмитриева утверждает, что банковская система не нуждается в тех объемах помощи ЦБ, которые он ей оказывает, поскольку признаков банковского коллапса в России пока нет. Депутат считает действия ЦБ контрпродуктивными и вредными для экономики РФ.
«НГ» обратилась к Центробанку с просьбой прокомментировать эти претензии и объяснить, по каким объективным показателям граждане РФ могли бы судить об успехах или провалах политики ЦБ в условиях кризиса. Но в ведомстве Набиуллиной предпочли уклониться от содержательных ответов.
В пресс-службе лишь сообщили, что цели деятельности Банка России прописаны в российском законодательстве и что ЦБ регулярно публикует целый ряд отчетов и докладов об экономической ситуации в стране и денежно-кредитной политике, с которыми можно ознакомиться на сайте ЦБ.
Впрочем, ЦБ косвенно все же признает, что работа регулятора далека от идеала. Свидетельство чему – последние кадровые изменения. В среду первый зампред ЦБ Ксения Юдаева объявила, что в ведомстве появится новая должность – первого зампреда по денежно-кредитной политике. Ее займет Дмитрий Тулин, у которого уже есть опыт работы в ЦБ. Ранее денежно-кредитную политику курировала именно Юдаева, теперь она ограничится вопросами прогнозирования, стратегии и финансовой стабильности.
«Какие-то изменения в денежно-кредитной политике будут, не случайно произошло это назначение (Тулина на новый пост. – «НГ»)», – прокомментировал вчера ситуацию помощник президента РФ Андрей Белоусов. По его словам, сейчас перед Центробанком возникли «новые, более сложные, чем на предыдущем этапе», задачи: нужно стабилизировать или удержать обменный курс и при этом добиться снижения процентных ставок, ведь при текущих 17% годовых вести бизнес в России становится практически невозможно.
Также в среду вечером было объявлено о начавшемся расследовании обстоятельств резкого обвала рубля во время «черного вторника». Расследованием будет заниматься специальная межведомственная комиссия, в которую вошли представители Генпрокуратуры, ФСБ, Росфиннадзора и ЦБ.
Опрошенные «НГ» эксперты, однако, не ждут, что в ходе такого расследования получится выяснить истинные причины обвала рубля. Зато, как говорят некоторые наблюдатели, расследование станет для руководства страны формальным поводом без особого ущерба для собственной репутации сместить действующую верхушку ЦБ.
Изучать работу ЦБ будут специалисты из Федеральной службы безопасности. Фото Льва Исраеляна |
«Все очень странно: месяцем ранее президент Владимир Путин говорил, что действия Центробанка абсолютно правомерны, а сейчас начинается расследование пиков девальвации и валютных скачков. Тут что-то не сходится: или речь идет о поиске виноватого среди участников рынка, и тогда мало не покажется никому. Или власти ищут способ поменять верхушку Центробанка, не напугав при этом рынок в очередной раз, – рассуждает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – Перетасовки в руководстве ЦБ уже идут, и, вероятно, это только начало».
По ее мнению, первым и единственным результатом расследования будет скорее всего вывод, что ЦБ работал в рамках правового поля, но внешний фон и свободный рынок внесли свои коррективы. «При этом сомнительно, что против Московской биржи прозвучат какие-либо серьезные обвинения. А вот проверки в брокерских компаниях не исключены. Пока создается только видимость работы, но ее итоги, похоже, почти никому не нужны», – полагает Бодрова.
«Создание межведомственной валютной комиссии больше походит на средневековую охоту на ведьм», – считает управляющий партнер компании «Ценные бумаги Консалтинг» Дмитрий Волосов. От работы этой комиссии только в самую последнюю очередь можно ожидать научно обоснованного ответа об истинных причинах резкого обвала рубля 16 декабря, предполагает эксперт. Потому что, как правило, подобные расследования проводятся с иными целями – установить не истину по делу, а найти виновника, что далеко не всегда одно и то же. «В пользу этого утверждения говорит и привлечение специалистов сразу двух силовых ведомств, которые все-таки в системе государственного управления призваны решать несколько иные вопросы, нежели разбираться в причинах банковского или биржевого кризиса», – считает Волосов.
Многие эксперты не ждут от расследования в ЦБ не только ответов, почему обвалился рубль, но и даже каких-то оргвыводов и существенных кадровых перестановок.
Главный аналитик компании «Управление сбережениями» Александр Потавин считает, что «любой грамотный специалист легко сможет описать процесс, кто кому давал деньги под какие проценты, кто какую валюту покупал, продавал и что из этого вышло, а другой грамотный специалист легко докажет, что все это делалось только во благо». Другими словами, расследование вовсе не обязательно закончится громкими разоблачениями.
«Когда национальная валюта теряет более 20% своей стоимости, кто-то должен нести за это ответственность. Однако я не ожидаю каких-то серьезных событий или перестановок по итогам расследования», – говорит аналитик компании «ИнстаФорекс» Антон Фомин.
«Ключевая претензия к ЦБ – медленная реакция на происходящие события на валютном рынке. Проверка в такой ситуации не повредит, но о наказаниях говорить сложно. Для этого нужен состав преступления. Спекулянты не виноваты, что им удалось получить выгоду в период панических настроений на рынке», – рассуждает аналитик холдинга «Финам» Антон Сороко. Так что, по словам эксперта, вряд ли начатое расследование выявит злой умысел у большинства рыночных игроков, участвовавших в обвале рубля.