Покинувший в декабре французский порт экипаж «Смольного» может вернуться за первым «Мистралем» уже в марте. Фото Reuters
Вчера появились сообщения, что Россия уже подала иск за неисполнение обязательств по поставке «Мистралей». Ссылка была на председателя экспертного совета Военно-промышленной комиссии Михаила Ремизова. Как выяснила «НГ», этого пока все-таки не произошло: иск подан не был, вместо него из Москвы отправлен запрос в Минобороны Франции с просьбой официально объяснить причины отказа от соглашения.
К ошибочному пониманию ситуации, очевидно, привела следующая фраза Михаила Ремизова: «Там два вида штрафных санкций. Одни прописаны непосредственно в контракте, а другие уже являются предметом разбирательства в арбитражном суде в связи с причиненным ущербом, который надо оценить комплексно». Представитель же Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) вчера же сообщил о направлении запроса в DGA (Главное управление по закупкам вооружений Минобороны Франции): российскую сторону интересовало официальное письменное объяснение невыполнения соглашения по «Мистралю».
Сам Ремизов пояснил «НГ», что речь шла совершенно о другом: «Существует пока только такая возможность, что Россия подаст в Международный арбитражный суд». Но сделать это она пока не вправе, потому что контракт еще полностью не сорван. Ориентировочно этот срок заканчивается в феврале–марте. Причем сначала начнут действовать штрафные санкции только по самому контракту. Ремизов подчеркнул, что если говорить о втором виде санкций – иске об ущербе (который может рассматриваться Стокгольмским арбитражным судом), то дело может затянуться на более длительное время.
Тем не менее именно этот второй вид санкций, по словам Ремизова, может подразумевать больший штраф, чем компенсация по контракту в размере 1,2 млрд евро. Оценивать второй штраф эксперт отказался: «Это сейчас бесполезно, может быть, суд вообще не обнаружит ущерба». Однако если судить по аналогии, то сумма компенсации по иску в арбитражный суд может оказаться в разы больше той, что прописана в контракте. Так, Ремизов напомнил: поддавшись в свое время международному давлению, Россия отказалась от поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. Арбитраж в итоге встал на сторону покупателя, и неисполнение контракта, оценивавшегося в сотни миллионов долларов, теперь грозит России миллиардными штрафами.
Официальные лица в последнее время также называли разные цифры штрафов, но все всегда сводилось к «нескольким миллиардам евро». Об этом в июне говорил президент Франции Франсуа Олланд, а в июле – вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Военные эксперты называли суммы от 3 до 10 млрд евро. Тут все действительно будет зависеть от того, как оценивать ущерб.
По словам Ремизова, высчитываться сумма компенсации может исходя из целого комплекса причиненных трудностей: мол, Россия в итоге не заложила в собственные программы создание соответствующего вооружения, упустила время и потратила средства на инфраструктуру, получила в результате изъян в обороне. «Сложно дать этому финансовый эквивалент, – заявил «НГ» эксперт. – Точно так же как сложно дать финансовый эквивалент ущербу в аналогичных исках».
Если же дело дойдет до арбитражного суда, то, по словам Ремизова, этот процесс может быть достаточно длительным. Но это все равно обернется ударом по репутации Франции – крупного игрока на рынке вооружений. Недаром и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров недавно сказал, что исполнение контракта – «вопрос достоинства французской нации». «Многие страны-импортеры могут, условно говоря, иметь свои проблемы с американцами – и уже сейчас примерить на себя подобного рода санкционное давление», – заключил Ремизов.
Впрочем, вчера же появилось сообщение, что экипаж первого вертолетоносца класса «Мистраль» («Владивосток») может в марте вернуться в Сен-Назер для приема корабля, хотя команда покинула французский порт только 18 декабря прошлого года. Ожидается, что в конце февраля экипаж вернется из Владивостока в Кронштадт, где, по сообщению Главного штаба ВМФ, «будет находиться в готовности отправиться в Сен-Назер на учебном корабле «Смольный».