Двукратный рост нефтедобычи в США российские чиновники словно не заметили. Фото Reuters
Нефтяные цены устремились к 40 долл. за баррель. Предложение энергоресурсов на мировом рынке превышает спрос, и связано это с тем, что США за последние пять лет нарастили свою нефтедобычу примерно вдвое – почти до 12 млн барр. в сутки. В таких условиях наивно полагать, что ценовая война стран-экспортеров скоро закончится стабилизацией цен.
Goldman Sachs вчера снизил прогноз стоимости нефти марки Brent на ближайшие полгода с 70 до 43 долл. за баррель. Правительство РФ надеется, что со второй половины 2015 года нефть начнет дорожать, но оснований для этого сейчас нет. Все предыдущие пять лет российские власти словно не замечали, что глобальный нефтяной рынок серьезно видоизменился. Подготовиться к новым вызовам РФ не успела.
За последние полмесяца нефть потеряла в цене почти 20%. Если до Нового года Brent торговалась на уровне 60 долл. за баррель, то вчера цены на торгах опускались уже ниже 48 долл. И это далеко еще не дно, ведь теперь Goldman Sachs прогнозирует новое снижение цен на нефть, которое продлится как минимум полгода.
Первая половина 2015 года вполне может напомнить ситуацию кризисного 2008-го, когда нефть падала ниже 40 долл. за баррель. В кризис 1998 года нефть, напомним, стоила еще меньше – около 10 долл. за баррель. Другими словами, предел удешевления нефти может наступить не скоро.
В правительстве РФ, однако, не верят в дешевую нефть. Уже со второй половины 2015 года, по правительственным оценкам, она начнет дорожать. К этим оценкам присоединился в прошлом году и глава «Роснефти» Игорь Сечин. Однако правительственные чиновники, похоже, находятся во власти иллюзий и не способны рационально оценить ситуацию.
Чиновники стараются сейчас не вспоминать, как в прошлом году они несколько раз ошиблись со своими «точными» прогнозами. Так, президент Владимир Путин предсказывал осенью прошлого года чуть ли не крах мировой нефтедобычи в случае, если нефть упадет ниже 80 долл. за баррель и продержится на этом уровне длительное время.
Затем в Центробанке (ЦБ) решили на всякий случай просчитать стрессовый сценарий для российской экономики, заложив в него падение цен до 60 долл. за баррель. Но это преподносилось лишь как умозрительный эксперимент – демонстрация, что аналитики ЦБ умеют решать разные математические задачи.
Как баловство такие эксперименты воспринял тогда и министр финансов Антон Силуанов. Он назвал маловероятным сценарий падения цен до 60 долл. и свою уверенность объяснил тем, что бюджет Саудовской Аравии сбалансирован при 80–85 долл. за баррель. Сегодняшние нефтяные котировки показали, какова цена всех этих расчетов.
Страны-экспортеры нефти, входящие в ОПЕК, вступили в борьбу за свою долю рынка не на жизнь, а на смерть. Доказательство этому – паническое турне, в которое на прошлой неделе отправился по нефтяным столицам президент Венесуэлы Николас Мадуро с целью остановить падение цен на черное золото. Как сообщалось, его инициатива нашла понимание у верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Потом Мадуро отправился в Саудовскую Аравию. Как передает Reuters, Венесуэла сообщила об определенных договоренностях и с Саудовской Аравией. Другие страны в списке турне Мадуро – Катар и Алжир.
Будет ли эффект от таких встреч – вопрос, ведь странам ОПЕК есть за что бороться. США – прежде всего благодаря так называемой сланцевой революции – нарастили свою нефтедобычу за последние пять лет почти в два раза. По данным British Petroleum (ВР), в 2008 году добыча нефти в США была 6,8 млн барр. в сутки, а к 2013 году она превысила уже 10 млн барр. в сутки. Затем, по статистике Международного энергетического агентства (МЭА), в третьем квартале 2014 года нефтедобыча в Штатах вплотную приблизилась к 12 млн барр. в сутки.
И сам этот прирост – примерно на 5 млн барр. в сутки – уже превысил основные показатели добычи в большинстве стран ОПЕК. Так, Иран, Ирак, ОАЭ в третьем квартале 2014-го добывали примерно по 3 млн барр. в сутки.
Наращивая собственную нефтедобычу, Штаты смогли отказаться от прежних объемов импорта. И это сказалось на мировом энергетическом рынке. По данным МЭА, в третьем квартале 2014 года глобальный спрос на нефть составлял около 93 млн барр. в сутки при глобальном предложении 93,7 млн барр. в сутки.
Российское правительство все эти годы будто не замечало, что ситуация на мировом энергетическом рынке кардинально меняется. Власти так и не преодолели зависимость российской экономики от экспорта сырья. Не смогли они и подготовиться к падению цен на нефть, которого вполне можно было ожидать, хотя бы просто посмотрев на статистику нефтедобычи в США.
Уже звучало мнение, что резкий обвал нефтяных цен – это, возможно, еще одна антироссийская санкция, результат сговора Саудовской Аравии и Америки, цель которого – окончательно обвалить российскую экономику.
Это удобное для российских властей объяснение, потому что тем самым у правительственных чиновников появляется возможность снять с себя ответственность за то, что они проглядели надвигающийся на страну нефтяной кризис. Однако с каждым днем подобные версии о сговоре выглядят все менее убедительными: проблема оказалась сложнее, и Россия – это лишь еще одна неизбежная жертва ценовой войны, но вовсе не главная мишень для атаки.
Об этом, в частности, ранее написал в статье для Guardian известный американский экономист Кеннет Рогофф: «Некоторые в России, где обвал цен жестко ударил по государственным доходам, утверждают, что США и Саудовская Аравия находятся в сговоре с целью поставить Россию на колени… Более вероятная причина стремительного падения нефтяных цен – это сочетание сланцевой революции в США и резкого замедления темпов роста китайской экономики».
Лишь немногие опрошенные «НГ» эксперты ждут скорого восстановления нефтяных цен. «Разворот нефтяных цен и их возврат к уровню 70–75 долл. за баррель вероятен во втором полугодии 2015-го», – полагает руководитель департамента банка «БКС Премьер» Марина Лазуткина.
Куда чаще эксперты говорили, что фундаментально сейчас нет причин для резкого восстановления нефтяных цен. По словам аналитика QB Finance Мадины Абаевой, дно может быть достигнуто на отметке около 40 долл. за баррель. «Однако все будет зависеть от новостного фона и действий крупнейших нефтедобывающих стран», – добавляет эксперт.
«В ближайшие несколько недель нефть марки Brent, вероятно, опустится до 40 долл. за баррель, – считает финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ани Круж и добавляет: – Однако если снижение будет ниже 40 долл., ОПЕК, возможно, решит менять квоты по добыче». Восстановления нефтяных цен можно ожидать к третьему кварталу текущего года, полагает эксперт. «Но оно не будет значительным, – уточняет Круж. – Максимально нефть может восстановиться до отметки 60–70 долл. за баррель, хотя в текущих условиях средняя цена в течение года будет 55–60 долл. за баррель».
«Нефть падает седьмой месяц подряд. На рынке с декабря ждут разворота. Goldman Sachs указывает, что 2 трлн долл. инвестиций в будущие проекты находятся под риском отмены при уровне Brent в 70 долл. То есть понятно, что на рынке при текущей цене избыток предложения должен в итоге уйти, – поясняет старший аналитик нефтегазовой отрасли Arbat Capital Виталий Громадин. – Поэтому сейчас самое время ожидать возвращения нефти на более приемлемые уровни».
Но, по словам эксперта, пока рано говорить о возвращении к 100 долл. за баррель, так как Саудовская Аравия своей борьбой с американскими сланцевыми производителями оказывает явное давление на цену. Куда более вероятным Громадин считает скорое воcстановление до 60–70 долл. за баррель. Аналитик «ИнстаФорекс» Антон Фомин добавляет, что возвращение цен в коридор 90–100 долл. за баррель возможно не ранее 2016 года.