Рональд Рейган в свое время сумел добиться экономического роста при высокой учетной ставке. Фото с сайта www.reagan.utexas.edu
Вчера правительство объявило о новых антикризисных мерах, которые подтвердили отсутствие у него продуманного плана. Власти пообещали административно ограничить экспорт зерна, чтобы побороть инфляцию, и собрали совещание с банкирами, чтобы сверить часы. Между тем нынешний российский кризис не является уникальным. В США в конце прошлого века учетная ставка тоже поднималась до 20% годовых, что не помешало властям добиться высоких темпов роста экономики за счет снижения налогов.
Резкое повышение ключевой ставки Центробанком до 17%, влекущее за собой рост ставок по кредитам до 20–25%, казалось бы, вынуждает российское правительство найти способы компенсировать бизнесу возросшие издержки.
По крайней мере логично было бы ждать от правительства новую программу стимулирования экономического роста в условиях высокой ключевой ставки и дорогих кредитов. Да и обширный международный опыт подталкивает именно к таким действиям.
Например, в начале 1980-х в США инфляция превышала 10%, и Федеральная резервная система (ФРС), пытаясь обуздать растущие цены, несколько раз резко поднимала учетную ставку – вплоть до 20% годовых.
При таких дорогих кредитах об экономическом росте, казалось бы, можно забыть. Однако администрация Рональда Рейгана не только избежала многолетней рецессии, но и оперативно добилась высокого экономического роста. Одновременно с ужесточением монетарной политики власти США резко снизили налоговую нагрузку на потребителей и производителей. Была изменена амортизационная политика, благодаря чему предприятиям стали выгодны технологическое перевооружение, расширение производства. Это была не косметическая коррекция налоговой системы, а настоящая реформа.
Для конкретных категорий налогоплательщиков подоходный налог и налог на прибыль были снижены в 1,5–2 раза и даже больше. Расчет был сделан на рост налоговой базы в комфортных условиях налогообложения. Благодаря таким мерам американская экономика быстро вышла в плюс. Когда Рейган был президентом, американский ВВП рос примерно на 3–4% в год, а в отдельные периоды – например, в 1984-м – рост превысил 7% в год.
Конечно, рейганомика имела много спорных моментов. Властям пришлось наращивать внешний долг, сокращать бюджетные расходы и некоторым категориям граждан отказывать в социальном обеспечении. Но и позитивный эффект был очевиден: экономика преодолела кризис, более того, власти победили инфляцию, снизив ее до нескольких процентов. По мере улучшения экономических показателей ФРС снижала и саму учетную ставку.
В России финансовые власти сделали сейчас первый шаг – экстренно подняли ключевую ставку до 17%. Хотелось бы верить, что эта мера вместе с другими действиями правительства переломит девальвационную и инфляционную тенденцию. Однако когда ключевая ставка поднимается до 17%, ставки по депозитам в банках растут до 20%, а ставки по кредитам соответственно начинают превышать 20%. Потому что банки закладывают в них свои расходы по обслуживанию подорожавших депозитов. И с экономикой в этот момент происходит то же самое, что и с поездом, в котором резко сорвали стоп-кран. Но на второй шаг – компенсацию высокой ключевой ставки – власти в России пока не идут даже на словах.
Выступая с Посланием Федеральному собранию, президент Владимир Путин объявил о четырехлетнем моратории на повышение налогов. «Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться», – сказал он. Казалось бы, это позитивный момент. Власти больше не повысят налоги. Но они их и не снизят.
Когда ключевая ставка не превышала 10%, налоговый мораторий еще мог хоть как-то воодушевить бизнес, но при ставке 17% мораторий уже не вдохновляет на инвестиции. Если же учесть, что сначала власти налоги повысили, а также внедрили новые региональные сборы и потом решили на этом уровне их зафиксировать, то подобная мера кажется скорее тонкой издевкой, чем помощью бизнесу.
Больше всего высокой процентной ставки боялись аграрии. Для них такое резкое удорожание кредитов – повод полностью свернуть производство, которое станет убыточным. Власти решили помочь сельхозпредприятиям, пообещав им субсидирование процентной ставки. Как говорил в интервью пяти телеканалам премьер Дмитрий Медведев, в этом году на поддержку сельского хозяйства государство выделит 200 млрд руб., сопоставимые суммы будут и в следующем году. Однако опять-таки одно дело субсидировать из 8% половину или две трети и совсем другое дело – субсидировать половину или две трети из 17%. Аграрии даже при получении субсидий все равно столкнутся с ростом расходов на обслуживание кредитов.
Похоже, российское правительство пребывает в растерянности и четкого плана действий у него нет. Пока кабинет министров лишь пытается найти новые рычаги для ручного управления. Об этом, в частности, свидетельствует вчерашнее совещание премьера с руководителями крупнейших российских банков. Медведев предложил им сверить часы и обсудить решения, которые помогут россиянам спокойно отдохнуть на новогодних каникулах, не беспокоясь о финансовой и банковской системе страны.
Второй привычный для российских властей инструмент – административные запреты и налоговые ужесточения. Например, пока аграриев одной рукой пытаются поддержать бюджетными средствами, другой рукой у них сокращают экспортные доходы. Вчера спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести эмбарго на экспорт российского зерна.
На другом вчерашнем совещании с вице-премьерами эту же тему продолжил Дмитрий Медведев. «Пришла пора подумать о введении административных ограничений на экспорт зерна», – сказал он. Он призвал подчиненных подготовить предложения, как это сделать, и предупредил, что такая мера должна носить временный характер. А вице-премьер Аркадий Дворкович, в свою очередь, рассказал, что правительство готовит предложения еще и по введению экспортных пошлин на зерно. Цель таких пошлин – отбить у аграриев охоту продавать зерно на внешнем рынке по более выгодным ценам.
Конечно, у этих мер есть объяснение: власти надеются сбить рост цен на хлеб, который происходит вопреки ужесточению денежно-кредитной политики Центробанка или как раз именно из-за нее. Но аграриям, о судьбе которых вроде бы заботится правительство, от этого не легче.
Опрошенные «НГ» эксперты признают: российская экономика нуждается в особой поддержке. Однако они предупреждают, что не стоит слепо следовать за международным опытом. «Для бизнеса важны фиксированные налоги, а также гарантия амнистии возвращенного в РФ капитала. Кроме того, важно обеспечить бизнесу свободное развитие, – поясняет финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ани Круж. – Анализ опыта зарубежных стран – вещь хорошая и нужная, но в ситуации с Россией – неоднозначная. То, что эффективно в других странах, может быть неприменимо в России. Нельзя забывать и о влиянии санкций».
Желание помочь бизнесу у правительства есть, считает член президиума «Опоры России» Юрий Савелов. «Однако при условии того, что кредиты дорожают (их ставки колеблются от 25 до 30%), чтобы поддержать предпринимателей, не стоит выдавать банкам триллион на докапитализацию, а лучше часть этих денег направить на рефинансирование процентной ставки. Таким образом, коммерсант возьмет гораздо больше денег, чтобы влить их в оборот, потому что будет понимать, что из 25% он заплатит 15–17%, а остальное компенсирует государство», – советует Савелов. При этом, по его словам, компенсировать ставку за счет понижения налогов будет все же сложно: «Потому что непонятно, как просчитать налог и спрогнозировать, каким будет оборот в 2015 году». По мнению Савелова, самое главное решение, которое должен принять ЦБ в пользу бизнеса, – запретить банкам поднимать процентные ставки по старым кредитам. Напомним, ранее с подобным призывом – не повышать процентные ставки по кредитам задним числом – выступал бизнес-омбудсмен Борис Титов.
«Правительство пошло на создание территорий опережающего развития, в рамках которых бизнесу предоставляются комфортные условия», – привел пример налоговых послаблений главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. «Однако условия, которые предлагает правительство, зависят не только от желаний, но и от имеющихся возможностей. А возможности сейчас крайне ограниченны», – добавил эксперт. «Бюджет сверстан исходя из действующих на настоящий момент налоговых ставок. Правительство вряд ли пойдет на налоговые послабления, тем более в условиях резкого сокращения нефтегазовых доходов», – полагает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.
Некоторые эксперты считают, что постоянные заявления о поддержке несырьевых отраслей носят в основном декларативный характер. «Нужны конкретные механизмы и хотя бы несколько реальных примеров», – отмечает ведущий эксперт Русской школы управления Константин Тютюнов. По его словам, адекватный ответ на повышение ставки ЦБ – скорейшее ее понижение, когда стабилизируется валютная ситуация.