Освобождение олигархов стало кремлевской предновогодней фишкой. Год назад отпустили Михаила Ходорковского, а теперь отменили арест Владимиру Евтушенкову. Фото Reuters |
Наша экономика неизбежно отскочит в плюс – при самом неблагоприятном развитии событий это случится через два года. С таким прогнозом выступил вчера на своей пресс-конференции президент Владимир Путин. Говоря о светлом экономическом будущем страны, слово «неизбежно» президент повторил около 10 раз. Правда, отскок будет связан вовсе не с тем, что внутри российской экономики появятся драйверы роста, а с тем, что мировая экономика вытянет вслед за собой российскую. Такова логика президента РФ. Если учесть, что локомотивов у мировой экономики два – США и Китай, получается, что именно от них зависит спасение России от кризиса.
Теперь россияне знают, как руководство страны будет спасать экономику РФ от сползания в кризис. Оно планирует подождать около двух лет, когда мировая экономика наконец-то вытянет вслед за собой российскую. Потому что внутри самой российской экономики, похоже, никаких драйверов роста не наблюдается. Такой вывод напрашивался сам собой после вчерашней пресс-конференции Путина.
«Отскок в плюс», последующий рост экономики РФ «неизбежен», сказал вчера Путин. «Рост мировой экономики будет сохраняться, темпы снижаются, но рост точно будет сохраняться. Экономика будет расти. И наша экономика выйдет из сегодняшней ситуации, – пообещал президент. – Сколько на это потребуется времени? При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что года два». «С ростом мировой экономики потребуются дополнительные энергетические ресурсы», – привел президент еще один аргумент в оправдание своего оптимизма.
Вот тот драйвер, который делает восстановление российской экономики неизбежным. Заметим, говоря о столь радужных перспективах страны, слово «неизбежно» Владимир Путин повторил на протяжении всей пресс-конференции около 10 раз. И с каждым разом это все больше было похоже на чтение мантр.
Если же учесть, что локомотивов у мировой экономики два – США и Китай, тогда получается парадоксальная ситуация: российский президент, который обычно скептически отзывается о политике Штатов, на самом деле связывает спасение нашей экономики прежде всего с успехами американцев, а также китайцев.
Также президент надеется, что за следующие два тревожных года, которые предшествуют неизбежному отскоку, «нам все-таки многое удастся сделать с точки зрения диверсификации экономики, потому что жизнь сама будет нас заставлять это делать». Когда нефтяные цены падают и продажа сырья не приносит былой прибыли, бизнес будет вынужден развивать какие-то другие, несырьевые отрасли. Средства для диверсификации экономики, как и для решения социальных вопросов, власти будут брать из резервов.
Судя по объяснениям президента, именно потому за минувшие 20 лет Россия так и не смогла диверсифицировать экономику, что у бизнеса в условиях высоких цен на нефть не было особого стимула это делать. А теперь неизбежный стимул появился – внешняя конъюнктура.
К слову о внешней конъюнктуре. Как передает РИА Новости, агентство Fitch вчера сообщило: при цене нефти 66 долл. за баррель ВВП России сократится в 2015 году на 2,8%, а при цене 60 долл. за баррель экономический спад в следующем году может составить от 4,5 до 7,5%.
Своими отсылками к внешним обстоятельствам, к которым России предстоит сейчас адаптироваться, Путин фактически продемонстрировал, что сам он находится в стороне от всех экономических проблем страны. Не от него и не от решений правительства зависит будущее экономики, не он и не правительство виноваты в срыве прошлых обещаний и в возникающих проблемах.
Эти основные тезисы о перспективах российской экономики Путин вчера перечислил в самом начале пресс-конференции, во вступительной части. Завершая вступительную часть, он даже пошутил, что на этом конференцию можно было бы и закончить. Доля правды в такой шутке была: когда журналисты в своих вопросах возвращались к экономическим проблемам, Путин снова и снова говорил им практически то же самое – что скоро ситуация неизбежно нормализуется.
Рынок на такие заявления президента отреагировал однозначно. Ровно в те первые 20 минут конференции, во время которых Путин рассказал о неизбежном отскоке в плюс, рубль на бирже полетел вниз. Если в начале выступления Путина доллар торговался примерно за 60,8 руб., то затем всего за 20 минут он подорожал до 63,6 руб. Потом колебания курса немного снизились, что, возможно, стало следствием очередной интервенции.
До промышленного бума нужно подождать максимум два года. Фото Reuters |
Центробанк со своей монетарной политикой вчера удостоился похвалы президента. «Считаю, что и Центральный банк, и правительство принимают адекватные меры в сегодняшней ситуации. Есть вопросы и к правительству, и к Центробанку по поводу своевременности, качества принимаемых мер, но в целом абсолютно адекватно и в правильном направлении происходит действие», – сказал вчера президент. А падение рубля он связал прежде всего с ценами на нефть, все остальные факторы ослабления валюты президент как будто не заметил.
Если говорить о самых запоминающихся ответах Владимира Путина на вопросы журналистов, то примечательным оказался ответ о «деле «Башнефти» и аресте Владимира Евтушенкова. «Дело «Башнефти» не имеет ничего общего с пересмотром итогов приватизации. Потому что судом не поставлена под сомнение законность приватизации, судом поставлен под сомнение факт передачи имущества из собственности Российской Федерации в региональную собственность», – пояснил глава государства.
Следственный комитет подозревал Евтушенкова, который был посажен под домашний арест в сентябре 2014 года, в отмывании денег, но это обвинение осталось недоказанным. Путин сообщил: «Единственное, в чем заподозрили следователи Следственного комитета господина Евтушенкова, это только в том, что, по их мнению, зная о высокой стоимости этого актива, когда он уже находился в собственности субъекта Федерации, а по предварительной оценке Следственного комитета, эта стоимость была где-то 5–7 млрд долл., он купил это за 2 млрд».
При этом президент вчера рассказал, что он позвал Евтушенкова на ежегодную предновогоднюю встречу с бизнесменами в Кремле. Перед пресс-конференцией Владимир Евтушенков был выпущен на свободу из-под домашнего ареста. А Deutche Welle назвала освобождение олигарха «декабрьской традицией Владимира Путина». Точно так же год назад Путин освободил Михаила Ходорковского.
Опрошенные «НГ» эксперты скептически отнеслись к мантрам про скорый отскок экономики РФ. С одной стороны, как говорит советник председателя совета директоров Локо-Банка Константин Комиссаров, в макроэкономике всегда после сильной просадки возникает так называемый эффект низкой базы. Но с другой стороны, основными драйверами российской экономики за последнее десятилетие выступала инвестиционная и потребительская активность. Теперь в ближайшие несколько лет этот фактор скорее всего не заработает, считает Комиссаров. «Я бы не говорил, что экономический рост в России через два года фактически неизбежен, так как конъюнктура на сырьевых рынках крайне изменчива и непредсказуема», – предупреждает финансовый аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
«Причины экономического кризиса в России связаны не только с санкциями, ценами на нефть и геополитической обстановкой. Сверхмонополизация экономики, неразвитость малого и среднего бизнеса, высокая энергозатратность, низкий уровень инновационности, коррупция – все это тоже причины кризиса в стране, – обращает внимание финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ани Круж. – Экономика РФ не способна перестроиться за столь короткий срок. Однако даже если это и случится, вряд ли можно будет рассчитывать на стабильность в стране».
Как говорит главный аналитик UFS IC Илья Балакирев, если вырастет в цене нефть, снизится внешнеполитическая напряженность, тогда и положение российской экономики улучшится: рубль укрепится, ВВП покажет слабый рост. Но в этом, по словам эксперта, не будет ничего удивительного и назвать это полноценным выздоровлением тоже будет нельзя. По мнению многих экспертов, позитивный момент вчерашнего выступления президента – власти поняли, что нужны кардинальные изменения. Но возникает вопрос: понимают ли власти, как эти изменения провести в жизнь? «Скорее всего такого понимания нет ни у кого», – замечает Балакирев.
«Если в ближайшие два года нам удастся приспособиться к новой экономической конъюнктуре, адаптироваться к последствиям санкционного противостояния с Западом, реализовать в полной мере и должным образом концепт импортозамещения, диверсифицировать структуру экономики, параллельно произведя оптимизацию налогового и бюджетного законодательства, тогда риски рецессии отступят так же быстро, как и возникли, – надеется руководитель аналитического департамента компании AForex Артем Деев. – И тогда экономическое восстановление России может стать реальностью уже в конце 2016 года». Но для этого нужно соблюсти слишком много «если».
«Россия сейчас поставлена в ситуацию, когда страна вынуждена спешно принимать позитивные стратегические решения в экономике, которые на самом деле должны были осуществляться еще 10–15 лет назад, постепенно, в спокойной обстановке и при благоприятной макроэкономической конъюнктуре, – говорит аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Поскольку все придется делать в спешке и при неблагоприятной внешней конъюнктуре, неизбежно возникают издержки переходного периода». По словам эксперта, сейчас мы похожи на студента, который решил выучить предмет в ночь перед экзаменом.