Пока Сергей Аксенов выступает скорее как частное лицо. Фото Reuters
Визит президента Владимира Путина в Индию и его переговоры с премьер-министром страны Нарендрой Моди показали серьезное стремление России к экономическому сотрудничеству: от телекоммуникаций до совместного освоения Арктики. Индия, впрочем, некоторые перспективы совместной работы оценивает более сдержанно: например, Владимир Путин говорил о возможном строительстве Росатомом 20 атомных энергоблоков, в то время как индийский премьер упомянул только 10. Успешные переговоры с индийскими бизнесменами провел и глава Крыма Сергей Аксенов, но эксперты пока не уверены, что эти обещания дружбы закончатся тесными экономическими связями.
В Дели вчера было подписано «Стратегическое видение сотрудничества России и Индии в сфере мирного атома», определяющее планы Росатома по строительству в Индии атомных энергоблоков. Как заявил Путин, документ предусматривает строительство более 20 энергоблоков, передает Интерфакс. Хотя ранее глава Росатома Сергей Кириенко говорил о том, что в документе пойдет речь о строительстве 12 энергоблоков, не учитывая атомную станцию «Куданкулам».
Первый атомный энергоблок Росатома заработал на этой АЭС в 2013 году, второй должен начать действовать в 2015-м. А вчера был заключен контракт на поставку оборудования для третьего и четвертого энергоблоков станции. По словам Кириенко, сделка оценивается в миллиарды долларов. Ожидается, что всего на площадке «Куданкулама» будет от четырех до восьми атомных реакторов.
В то же время Моди заявил, что перспективы двустороннего сотрудничества в атомной энергетике «включают по меньшей мере еще 10 энергоблоков с самыми высокими в мире стандартами надежности». Так что из этих противоречивых заявлений не очень понятно, удалось ли России стать фактически монополистом в области атомного строительства (бюджет энергетической программы Индии позволяет построить как раз чуть более 20 энергоблоков), или Индия вежливо ограничила эти притязания 10 энергоблоками.
Другие заметные новости, поступившие вчера из Дели, – это приглашение индийских нефтяных компаний к сотрудничеству в России. В частности, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин заявил, что не видит больших препятствий для расширения участия индийской компании ONGC в проектах по нефтедобыче. «В настоящее время мы проводим переговоры об увеличении их участия в добычных проектах, в том числе ONGC просила нас о вхождении в проект завода по производству сжиженного природного газа на Дальнем Востоке. Мы с участниками этого проекта уже согласовали такую возможность», – цитирует Сечина РИА Новости.
Кроме того, как сообщает Reuters, российская компания предложила ONGC доли в двух сибирских месторождениях. «Роснефть» также подписала с индийской Essar Group предварительный контракт на поставку 10 млн т в год российской нефти в течение 10 лет. А «Газпром нефть», как сообщил Владимир Путин в интервью агентству Press Trust of India, интересуется партнерством с индийскими компаниями для реализации проектов в Арктике.
Новое правительство Индии объявило курс на привлечение иностранных инвестиций. И российские компании готовы откликнуться на это, полагая, что инвестировать в Индии выгоднее, чем в России. Некоторые предприниматели стремятся разместить там производство в надежде на завоевание азиатского рынка.
«Азиатский вектор по-прежнему силен. Индия как стремительно развивающаяся экономика остается одной из наиболее привлекательных стран для прямых иностранных инвестиций», – говорит директор Corum Undeground Ильдар Салеев.
«Индия активно развивает промышленность, и, если сравнивать ее с аналогичными экономиками, тут огромный потенциал для роста. И власти в Индии многое делают в этом направлении правильно. Создание промзон, обеспечение энергетикой, субсидии – все это работает», – отмечает директор по стратегии и развитию производства компании «Световые технологии» Виталий Богданов.
Наконец, сенсацией стало вчера появление в Индии главы Крыма Сергея Аксенова – впервые в новой должности, которая на международной арене выглядит скорее полуофициальной. Отметим, что Индия ранее высказывалась о статусе полуострова очень осторожно – «у России есть законные интересы в Крыму». Как пояснил журналистам глава Крыма, он приехал в Индию с деловыми целями. «Данный визит носит практически частный характер. Крым ищет партнеров в части реализации инвестпроектов, обмена мнениями, формирования удобной деловой среды. Поэтому я как руководитель субъекта присутствую чисто на деловом мероприятии», – приводит слова главы Крыма ТАСС.
Аксенов в Дели подписал меморандум о взаимодействии между руководством Республики Крым и организацией «Индийско-крымское партнерство», в которую входят представители деловых кругов Индии. «Основные направления, в которых будем сотрудничать, – это переработка сельхозпродукции, туризм, производство лекарственных препаратов, поставка продуктов в Крым», – сказал Аксенов.
Председатель ассоциации «Индийско-крымское партнерство» Гул Крипалани, в свою очередь, заявил, что перспективными направлениями совместного бизнеса может стать развитие инфраструктуры Крыма, энергетика, в том числе возобновляемые источники энергии, экспорт в Крым продуктов питания и импорт крымского вина.
Впрочем, по мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, строить планы относительно крепнущей дружбы Индии с Крымом пока рано. «Ведь «Индийско-крымское партнерство» – неправительственная структура. К тому же официально Дели не признает присоединение Крыма к России. Насколько успешными будут крымско-индийские проекты, может показать только практика», – отмечает Макаркин. Эксперт также указывает на то, что меморандум о взаимодействии – ни к чему не обязывающий документ, своего рода протокол о намерениях.