Алексей Миллер не сомневается: любой проект «Газпрома» ждет большое будущее. Фото с сайта www.gazprom.ru
Пока другие страны – участницы «Южного потока» подсчитывают убытки от заморозки проекта, российская сторона смотрит на Европу победителем. Глава «Газпрома» Алексей Миллер рассказал в субботу, что Россия только выиграла от закрытия проекта «Южный поток», также в плюсе и Турция – европейцы, сами того не ведая, вручили ей газовый вентиль. Эксперты, впрочем, не уверены, что этот красивый политический ход – переориентация на Турцию – закончится экономическим успехом. Все чаще газовый холдинг руководствуется геополитическими мотивами властей, а не экономической целесообразностью.
Судя по интервью, которое глава «Газпрома» Алексей Миллер дал в программе «Вести в субботу», в компании только и ждали отказа от строительства газопровода «Южный поток». Негативных последствий от сворачивания этого мегапроекта как будто и нет.
«Решение об остановке «Южного потока» – это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю, – заявил Алексей Миллер в субботу. – Насильно мил не будешь. Если покупатель не хочет, чтобы ему товар доставлялся на дом, тогда, по-видимому, надо одеться и идти в магазины, а зимой одеться еще и потеплее. Можно взять с собой пакет, конечно, можно и Третий энергетический: самое главное, чтобы он не оказался пустым. В нашем случае магазин – это пункт сдачи газа». Глава «Газпрома» уточнил, что пункт сдачи газа планируется организовать на границе Турции и Греции. Это и станет торговой площадкой для европейского рынка.
«Европейский союз подарил Турции газовый вентиль. И я думаю, что Турция может воспользоваться этим в диалоге с Европой. Ну а мы получили нового стратегического партнера в газовом бизнесе», – сказал Миллер. По его словам, через территорию этой страны планируется транзитировать более 50 млрд куб. м российского газа. «Турция фактически становится таким же распределительным центром, как Германия на севере Европы», – уверен Миллер. Он также добавил, что объекты «Южного потока» на российском берегу будут использованы в новом проекте.
«Мы инвестировали около
4 млрд евро в газотранспортные инфраструктуры на территории России по созданию южного коридора для доставки газа в Краснодарский край, на компрессорную станцию «Русская». И все эти инвестиции полностью будут востребованы для реализации проекта морского газопровода в направлении Турции, – сказал глава холдинга. – Так что все в дом». И самое главное – Миллер сказал, что роль украинского транзита после строительства новой трубы будет сведена к нулю.
Напомним, что 1 декабря во время визита в Турцию президент РФ Владимир Путин объявил о заморозке «Южного потока». После этого «Газпром» подписал предварительный договор с турецкой компанией «Боташ» о строительстве газопровода через Черное море в Турцию. Россия готова построить еще одну трубопроводную систему в дополнение к «Голубому потоку» и создать газовый хаб для потребителей в Южной Европе. Мощность нового газопровода будет такой же, как и у «Южного потока»: 63 млрд куб. м в год. Из них, как ожидается, 14 млрд куб. м будет направляться турецким потребителям, а остальные почти 50 млрд куб. м – продаваться в Европу.
«Южный поток» плавно утекает в Турцию. Фото Reuters |
Мощности самого «Голубого потока» в октябре было решено увеличить с 16 до 19 млрд куб. м в год. При этом российская сторона уже согласилась предоставить Турции скидку на газ в 6% с 1 января следующего года. В дальнейшем по мере реализации совместных крупных проектов цена может стать еще ниже, пообещал Владимир Путин.
Эти уступки и скидки – только начало очередных издержек, которые ждут «Газпром» при реализации нового скорее политического, чем энергетического проекта. При этом экономическая выгода компании от новой трубы, по мнению экспертов, далеко не так очевидна.
«Для того чтобы построить газопровод, который будет стоить десятки миллиардов долларов, компании обычно заручаются обязательствами со стороны покупателей, – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Ведь надо понимать, что и кому они будут продавать. Здесь же мы видим, что госкомпания собирается вложить огромные деньги в строительство инфраструктуры до какого-то непонятного пункта на греческо-турецкой границе, а потом объявить европейцам: «Хотите – берите оттуда газ, не хотите – не берите». Это поведение не той компании, которая заботится об интересах своих акционеров». По мнению Крутихина, в условиях, когда в Европе снижается потребление газа – и в первую очередь российского, – строить дополнительную дорогую инфраструктуру не имеет никакого смысла.
Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров, в свою очередь, отмечает, что Турция ничем не лучше других транзитеров российского газа. «У нас были проблемы вскоре после запуска «Голубого потока», были споры по ценам, поэтому газопровод долго не мог выйти на проектную мощность», – напоминает эксперт. Решение о строительстве нового газопровода Нестеров считает сомнительным и видит в нем в том числе средство давления на Европу. «Перспективы реализации проекта, мягко говоря, весьма смутные. Мы можем предложить 50 млрд куб. м, но проблема в том, что даже если Европа захочет брать этот газ, там потребуются довольно крупные инвестиции для строительства подводящих газопроводов и инфраструктуры. «Газпром» строить отказывается. Появляется первая оценка, что это будет стоить около 10 млрд долл., и страны, возможно, захотят переложить эти траты на ЕС. Но в Евросоюзе будут искать более дешевые варианты. К тому же там стремятся к диверсификации поставок».
Поэтому, по мнению Нестерова, говорить с уверенностью, что газпромовский газ будет востребован, не приходится. «Спрос на российский газ может быть, но в объеме одной ветки, а не четырех», – полагает эксперт.
Добавим, что руководство страны, которое так или иначе влияет на стратегию «Газпрома», в последние годы не отличалось последовательностью решений и приоритетов в газовых вопросах. И это касается не только «Южного потока», от которого, как выясняется, можно было так легко и безболезненно отказаться, но и, к примеру, ситуации вокруг газотранспортной системы Украины. Ранее российская сторона грозилась, что подаст жалобы во Всемирную торговую организацию из-за решения Киева отсечь Россию от газотранспортной системы Украины. А теперь, выходит, можно уже и не жаловаться – ведь, как признал сам Миллер, благодаря Турции роль Украины как транзитера газа сводится к нулю.