Поддержка ЦБ помогает рублю потяжелеть, но не надолго. Фото Reuters
Центробанк (ЦБ) вчера сообщил, что готов к неограниченным валютным интервенциям для поддержания финансовой стабильности в стране. С начала года регулятор уже потратил на поддержку курса около 80 млрд долл. из золотовалютных резервов. И если подобная щедрость будет продолжаться, запасы могут закончиться уже в следующем году. Впрочем, эксперты утверждают, что валютные вливания ситуацию не спасают и в дальнейшем будут служить лишь предостережением для спекулянтов. А иных способов поддержать рубль у регулятора практически не остается.
В Центробанке всерьез заговорили об угрозе финансовой стабильности страны. «Курс рубля существенно отклонился от фундаментально обоснованных значений, то есть тех уровней, которые определяются действием макроэкономических факторов. Наблюдаемая динамика курса рубля, в том числе его избыточная волатильность, создает предпосылки к возникновению рисков для финансовой стабильности и формированию устойчивых девальвационных и инфляционных ожиданий», – сообщила вчера пресс-служба ЦБ.
В сообщении также говорится, что регулятор продолжит оперативно следить за ситуацией на валютном рынке и в случае необходимости будет готов совершать неограниченные валютные интервенции без предупреждения. Напомним, 10 ноября ЦБ отказался от валютного коридора и перешел к плавающему курсу рубля. С этого времени он выходил на рынок с интервенциями лишь однажды – 2 декабря. Была совершена продажа валюты на сумму в 700 млн долл, и это ненадолго укрепило рубль.
Советник президента РФ Сергей Глазьев также высказал обеспокоенность колебаниями курса рубля. По его словам, это дестабилизирует финансово-экономическую ситуацию в стране. «Разумным будет любой уровень, в котором курс колеблется, просто сейчас его нужно зафиксировать на определенное время, для того, чтобы стабилизировать рынок», – уверен Глазьев. При этом советник президента не преминул упрекнуть Центробанк в бездействии. Он полагает, что у ЦБ есть в наличии все рычаги для обеспечения стабильности, «и почему он ими не пользуется – остается только удивляться».
Отметим, что ранее в этом году регулятор не жалел золотовалютных резервов для стабилизации курса. Если в начале года их объем составлял 510,5 млрд долл по данным на 28 ноября золотовалютные резервы составили 420,5 млрд долл. И похоже, большая часть из них ушла именно на сглаживание валютных колебаний. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева в начале октября уже говорила, что регулятор готов израсходовать хоть все резервы – «зачем они нам еще?». Но все понимают, что при чрезмерной расточительности эти запасы растают слишком быстро. А приведет ли это к ожидаемому результату – еще вопрос.
«За октябрь – ноябрь (до перехода к плавающему курсу) ЦБ истратил на интервенции 28 млрд. долл. и 2 млрд. евро, а объем резервов сократился на 34 млрд. долл. Грубо говоря, за месяц на поддержку курса рубля ушла почти десятая часть резервов. При таких темпах израсходовать резервы под ноль можно за 10 месяцев, – говорит зампредправления банка Гагаринский Марина Мишурис. – Если посмотреть на статистику интервенций в течение октября, когда рубль стал резко дешеветь, их объем доходил до 3 млрд. долл. за день, что все равно не останавливало негативную динамику курса».
По мнению Мишурис, из заявления ЦБ не создается впечатление, что он готов осуществлять ежедневные вливания. «Скорее, регулятор пытается создать на валютном рынке атмосферу неопределенности, когда момент его входа неизвестен, что само по себе должно как-то сдерживать игру на ослабление рубля», – полагает эксперт.
«Учитывая, что в последние дни на первый план выходит именно динамика цен на нефть, ожидать каких-то активных действий от ЦБ вряд ли стоит. Ведь тогда регулятор будет просто уменьшать международные резервы, а сильного влияния на курс рубля эти интервенции не окажут, – согласен аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. – Хотя необходимость сглаживать такие сильные колебания все же присутствует».
Другой шаг, предпринятый вчера Банком России – это снижение вчера ставки РЕПО по сделкам в иностранной валюте. По мнению регулятора, это должно повысить интерес банков к валютной ликвидности. Напомним, что проведенный 17 ноября валютный аукцион Центробанка, впервые включавший в себя сделки РЕПО на год, не привлек особого внимания банкиров. Из предложенных 10 млрд долл банки взяли только 87,7 млн долл.
Впрочем, аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин полагает, что теперь предложение регулятора будет более востребованным. «Решение Банка России снизить минимальные ставки поспособствует росту спроса на валютные кредиты со стороны российских коммерческих банков. Благодаря этой мере российский банковский сектор для погашения внешних долгов станет в меньшем объеме покупать валюту на Московской бирже», – отмечает Кочергин.
«Объем последующих интервенций Центробанка предсказать трудно, это будет зависеть от спроса остальных участников рынка, – говорит зампредправления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. – Я думаю, что регулятор будет стремиться прийти к равновесному курсу при текущей цене нефти. Мне кажется, что это будет около 50 руб за долл». Андрюшкин напоминает, что у ЦБ есть помимо интервенций и другие способы поддержать курс. «Это в том числе и ограничение рублевой ликвидности», – говорит эксперт.
«Ограничение ликвидности может сработать, – полагает главный аналитик компании «Управление Сбережениями» Александр Потавин, – Ноэта мера чревата тем, что банки скорее пойдут на снижение кредитования экономики, чем станут продавать валюту, которая растет в цене». Что касается более доступных сделок РЕПО, это, по мнению эксперта, не изменит погоды на рынке. «Стоит понимать, что это всего лишь сделки по покупке валюты с обратным выкупом, то есть принципиальную потребность в валюте они не решают», – уверен Потавин.
О том, что у Центробанка на самом деле не так много рецептов спасения рубля, говорил вчера и председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов. По его словам, рубль сегодня является товаром и стоит столько, сколько стоит. «ЦБ сделал правильный и логический шаг, отпустив рубль в свободное плавание. Но этот шаг еще не до конца понят и осознан населением и бизнесом», – передает слова банкира «Интерфакс».
«Центробанк может дополнительно поднять ставки, сделав рубль более дорогим на внутреннем рынке. Он может провести внезапные валютные интервенции. Но этот инструмент будет все реже применяться, так как объем золотовалютных резервов не безграничен. Наконец, ЦБ может ограничить для банков и других экономических агентов рублевую ликвидность», – сообщил Задорнов. Других инструментов, по его мнению, у регулятора нет.
Отметим, что многие из опрошенных «НГ» экспертов положительно оценили переход ЦБ к свободному курсообразованию. «Надеюсь, что Банк России не планирует регулировать курс рубля и будет придерживаться объявленного ранее плавающего курса. Сегодня всем страшно, но по факту, чем быстрее наступит органическая стабилизация, а не искусственная, тем лучше для экономики», – уверен первый зампредправления Совкомбанка Сергей Хотимский.