Глава «Газпрома» Алексей Миллер сожалеет о вложенных в проект средствах. Фото РИА Новости
Европа не намерена быстро хоронить проект газопровода «Южный поток». Как вчера сообщил премьер Болгарии Бойко Борисов, его страна заинтересована в продолжении строительства этого газопровода. А президент Сербии Томислав Николич вчера заявил, что он намерен провести переговоры с европейскими и российскими партнерами для получения детальных разъяснений относительно будущего «Южного потока». Размышляет Сербия и над тем, с кого теперь просить неустойку. Эксперты говорят, что такая реакция со стороны стран Евросоюза (ЕС), участвовавших в проекте, была вполне ожидаема.
Реакция европейских стран на сенсационное решение Москвы полностью отказаться от «Южного потока» и переорентироваться на Турцию не заставила себя ждать.
Сегодня в Брюсселе председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обсудит с премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым ситуацию, возникшую в связи с отказом России продолжать проект «Южный поток». Об этом, как передает Интерфакс, вчера сообщил сам Юнкер.
В свою очередь, премьер Болгарии Бойко Борисов заявил вчера, что проект газопровода «Южный поток», предназначенный для поставок российского газа по Черному морю в Европу через Болгарию, является выгодным и его необходимо сохранить. А экс-министр энергетики Болгарии Румен Овчаров вчера назвал журналистам сумму потерь страны от закрытия проекта – они составляют около 750 млн долл. в год.
Сербия намерена выяснить дальнейшую судьбу «Южного потока» у Москвы и Брюсселя. По словам президента Сербии Томислава Николича, в интересах Сербии узнать, «чего можно ожидать, что мы потеряли, что, возможно, получим» в связи с ситуацией с поставками газа.
«Это похоже на игру в кошки-мышки между Западом и Востоком… Полагаю, мы об этом будем абсолютно серьезно разговаривать и с европейскими, и с российскими партнерами», – рассказал Томислав Николич в эфире национального телеканала РТС.
К тому же, напоминает он, Сербия вложила 30 млн евро инвестиций в «Южный поток», и теперь непонятно, с кого придется требовать возмещения ущерба. «Сербия не сможет требовать возмещения ущерба от России», – цитирует Николича агентство Bloomberg.
Вице-премьер Сербии Зорана Михайлович уверена, что в течение этого месяца сторонам все же удастся прийти к соглашению, которое позволило бы вернуться к проекту. «Нам нужно подождать от 7 до 10 дней, чтобы посмотреть, не будет ли заключено соглашение (позволяющее возобновить работу над проектом. – «НГ»)», – заявила она вчера. Правда, уточняет вице-премьер, это не отменяет для Сербии необходимость разработки альтернативных маршрутов поставки газа.
Михайлович тоже пока не готова поверить, что решение Москвы – «это действительно конец «Южного потока». Она придает большое значение намеченной на 9 декабря встрече стран ЕС, участвовавших в проекте.
Ожидается, что встреча пройдет на уровне министров энергетики заинтересованных стран. Приглашения на нее уже были направлены Австрии, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Румынии, Словении и Хорватии.
В свою очередь, бывший главный управляющий итальянского энергетического концерна Eni Паоло Скарони, заключавший с «Газпромом» договор о совместном участии в проекте строительства газопровода, скептически относится к возможности дальнейшей реализации проекта. «Если сохранятся нынешние настроения между Россией и Европой, я склонен к пессимизму», – рассказал он вчера в интервью газете Messaggero.
Некоторые страны ЕС все еще не верят в завершение проекта. Фото с сайта www.gazprom.ru |
Скарони уверен, что в остановке строительства газопровода есть вина Брюсселя. «Учитывая, до какого накала дошли отношения между Европой и Россией, у Владимира Путина не было альтернативы. На самом деле он просто сообщил о положении дел – на протяжении почти двух лет «Газпром» пытается добиться от Брюсселя разрешения на строительство газопровода. А без этого разрешения невозможна активизация банковского консорциума, который должен был финансировать 75% проекта. Москва же в одиночку в сложившихся экономических условиях не способна на такие миллиардные инвестиции», – объяснил он.
Днем ранее глава австрийского нефтегазового концерна OMV Герхард Ройсс указал на то, что отказ России от реализации «Южного потока» – «досадное развитие событий для Европы». «Европа нуждается в российском газе, без него не обойтись. А для того чтобы обеспечить энергобезопасность поставок, необходимы трубопроводные мощности. Поэтому то, что происходит, – шаг в неправильную сторону», – сообщил он в интервью австрийской радиостанции «О1».
Однако, по словам российского президента Владимира Путина, остановка проекта открывает дорогу для более широкого сотрудничества с другими странами, например с такими,как Турция. «Мы перенацелим потоки наших энергоресурсов на другие регионы мира, в том числе ускорим реализацию проектов по сжиженному природному газу», – рассказал он в понедельник во время визита в Анкару.
К тому же российская сторона уже предлагает Турции скидку на поставки голубого топлива. «Мы по просьбе турецких партнеров – и имея в виду расширение сотрудничества в нефтегазовой сфере, с 1 января 2015 года понизим цены на голубое топливо для турецких потребителей на 6% и готовы будем снижать эти цены дальше по мере реализации наших совместных крупных проектов», – пояснил Владимир Путин.
Более того, РФ готова построить еще одну трубопроводную систему и создать газовый хаб. «С учетом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить «Голубой поток», но и построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики, а если будет признано целесообразным, то создать на турецкой территории на границе с Грецией и дополнительный так называемый газовый хаб для потребителей в Южной Европе», – сообщил президент.
По словам же главы «Газпрома» Алексея Миллера, для нового газопровода в Турцию будет задействована та же входная станция, что и для «Южного потока», – компрессорная станция «Русская». Объемы морской части газопровода, по оценкам Миллера, составят 63 млрд куб. м в год, из которых 14 млрд куб. м будет поставляться непосредственно для нужд Турции, остальное – на границу Турции и Греции.
Тогда же, 1 декабря, министр энергетики РФ Александр Новак объявил о снятии ограничений на поставку газа в Турцию через Украину, правда, не уточнив при этом конкретные объемы и даты.
Вчера Интерфакс со ссылкой на «Укртрансгаз» сообщил, что с 1 декабря через газоизмерительную станцию (ГИС) «Орловка», питающую Молдавию, Румынию, Болгарию и запад Турции, было прокачано более 50 млн куб. м, тогда как в предыдущие дни прокачка составляла не более 38 млн куб. м в сутки.
По мнению части экспертов, опрошенных «НГ», подобные громкие заявления о закрытии проекта «Южный поток» носят скорее политический характер. «Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы и вызвало волнение в первую очередь среди тех стран, кто серьезно рассчитывал на российский газ: это Австрия, Венгрия, Болгария и Сербия», – сообщает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров.
Аналитик уверен, что заявления Москвы – часть большой геополитической игры, в результате которой Брюссель вернется к обсуждению проекта. «Заявление (Путина. – «НГ») несколько остудило общий настрой в Европе против проекта. Возможно, тем самым российская сторона дает ЕС возможность задуматься относительно будущего проекта «Южный поток» и предложить какой-либо компромисс, а возможно, даже и возврат к первоначальному варианту этого проекта», – предполагает Нестеров.
Даже если Брюссель и вернется к дискуссии вокруг проекта, обсуждать его будут уже на других условиях, предполагает директор по инвестициям компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. «Расходы по проекту должны будут гарантироваться за счет ЕС. А значит, скорее всего какие-либо договоренности достигнуты не будут», – считает он.
В любом случае текущее положение дел позволяет России отойти от прежней напористой позиции и занять более расслабленную позицию в ожидании реакции со стороны Евросоюза, продолжает Валерий Нестеров. Так что, по его словам, переориентация на Турцию выглядит логичным шагом: если будет проложена ветка газопровода в Турцию, это позволит перекрыть Балканский газопровод, идущий транзитом через Украину на Болгарию и Молдавию. «И тогда Москва в очередной раз продемонстрирует Киеву, что она не будет идти на его условия», – резюмировал Нестеров.
По мнению же партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, у «Южного потока» на сегодняшний день нет будущего. «Проект зашел в тупик», – уверен он. Но и турецкий проект не вызывает у эксперта оптимизма. «Турция именно как газовый хаб прекрасно себя чувствует и без России. Через страну идет азербайджанский, иранский, а в скором времени будет поставляться и туркменский газ», – поясняет Крутихин. «Важно понимать, что Россия и Турция подписали 1 декабря меморандум о взаимопонимании, а это скорее лишь согласие на разговор, но не он сам», – подытожил эксперт. Другим словами, Турция может и не оказаться тем козырем, на который теперь так рассчитывает Москва.