Нелегальной водке преградят путь к прилавку. Фото Олега Ласточкина (НГ-фото) |
В Росалкогольрегулировании нашли новый способ борьбы с теневым производством водки. Теперь чиновники решили уничтожать все подряд – не только нелегальный алкоголь, но и все технологическое оборудование, а также изымать весь транспорт, на котором перевозилась «серая» продукция. Эксперты говорят, что эти меры помогут бороться с нелицензионными заводами, которые ушли с рынка после повышения акцизов и теперь пытаются незаметно возобновить работу.
Правительство РФ на вчерашнем заседании планировало рассмотреть вопрос об усилении борьбы с нелегальным алкоголем: соответствующий законопроект выдвинуло на прошлой неделе Росалкогольрегулирование. Документ предусматривает изъятие и уничтожение спиртного, которое производилось без лицензии, без маркировки или с поддельными марками, с нарушениями технологических норм, а также сырья, полуфабрикатов, тары, этикеток и оборудования. Предлагается также конфискация автотранспорта, использовавшегося для перемещения такого алкоголя.
Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз пояснил «НГ», что законопроект в первую очередь коснется заводов, которые, несмотря на формальное закрытие, продолжают работать без лицензии. А также подпольных заводов, которые организуются под прикрытием других фирм и предприятий.
«У нас в 2010–2011 годах стало в два раза меньше производителей алкоголя: часть заводов остановили, опечатали, а остальные взяли все объемы производства на себя. Но сейчас на этих закрытых заводах периодически нелегально возобновляется производство. Некоторые предприятия ловили за эти нарушения по три-четыре раза», – поясняет Дробиз. Меры, предложенные Росалкогольрегулированием, эксперт считает правильными. «Если продукцию признали нелегальной – ее тут же надо уничтожать. Сейчас это долгий и сложный процесс: сначала ищут склады, где ее нужно хранить, потом зачастую везут через полстраны на утилизацию. Уничтожать алкоголь можно только в определенных местах, и далеко не в каждом городе они есть, – говорит Дробиз. – За производство нелегальной водки оборудование должно вывозиться, а продукция уничтожаться сразу: отправляться на свалку без всяких лишних манипуляций».
Эксперт добавил, что крупные действующие заводы сегодня не участвуют в работе теневого сектора, поэтому им вряд ли стоит опасаться репрессий чиновников. «Лицензионных заводов осталось мало, и все они делают только то, что им разрешает Росалкогольрегулирование. Они дорожат сейчас своими лицензиями, потому что потерять их и уйти с рынка очень легко», – отмечает Дробиз.
Напомним, ранее Росалкогольрегулирование также инициировало создание специальной правительственной комиссии по алкоголю, которая должна координировать действия профильных ведомств, заниматься мониторингом рынка и оценивать эффективность регулирования отрасли. Однако пока о конкретных решениях по этому вопросу ничего не известно.
Уход производителей с рынка и рост нелегального и кустарного производства отчасти связаны с повышением акцизов на алкоголь, которое началось в 2011 году. «Мы вынуждены двигаться в снижении дефицита бюджета по линии роста акцизных налогов. Примерно на 25–30% в год будут расти постепенно акцизы на водку и на табак», – предупреждал тогда Алексей Кудрин, руководивший Министерством финансов. Однако поступления в бюджет не увеличились из-за снижения производства, а вот для борьбы с теневым сектором требуются дополнительный арсенал и новые комиссии и структуры. Добавим, что согласно подписанным на днях поправкам в Налоговый кодекс акцизы на алкоголь в ближайшие три года будут расти не так быстро, как это планировалось ранее.