Инструментов для сдерживания инфляции у Ксении Юдаевой не так уж много. Фото с сайта www.g20russia.ru
К середине 2015 года инфляция в России начнет снижаться и регулятор смягчит денежно-кредитную политику, пообещала вчера глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина. Ее первый заместитель Ксения Юдаева сообщила, что рост цен сегодня подогревается слабым рублем, продовольственным эмбарго и дорожающей гречкой. Юдаева пожаловалась на всплеск инфляционных ожиданий и уверила, что ЦБ всеми силами будет бороться с инфляцией. У регулятора есть два способа повлиять на цены: повышение ключевой ставки и публичные выступления руководства ЦБ. Но оба эти способа пока не помогают. Годовая инфляция приближается к 9% на фоне нового снижения рубля.
Вчера доллар подорожал в России на полтора рубля, а евро – сразу на два. Новый провал рубля заставляет усомниться в перспективах замедления инфляции. Именно ослабление рубля, а также продовольственное эмбарго и резкое удорожание гречки в последние месяцы привели к ускорению инфляции, пояснила вчера первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. По данным регулятора на 17 ноября, инфляция разогналась до 8,7–8,8% в годовом выражении, хотя ЦБ ожидал получить по итогам всего года рост цен на 8,2–8,4%. При этом к 2017 году инфляция, по задумке ЦБ, должна постепенно замедлиться до 4% в год.
Высокие цены еще больше подогревают инфляционные ожидания граждан. И это, по словам Юдаевой, чревато ростом ставок по кредитам и переводом сбережений в наличную валюту. Такую ситуацию зампред ЦБ назвала опасной для экономики, ведь увеличатся издержки производства, связанные с расходами на рабочую силу и на обслуживание кредитов.
Так что перед Центробанком сейчас стоят две задачи – тактическая и стратегическая. Тактическая – стабилизация и снижение инфляционных ожиданий. «Вместе со стабилизацией валютного курса вокруг нового равновесия в рамках плавающего курса это вполне возможно», – уверена Юдаева. При этом она добавила, что плавающий валютный курс идет на пользу экономическому росту. Стратегическая задача – снижение инфляции до уровня, когда цены перестанут беспокоить население, продолжила Юдаева.
В арсенале Центробанка по большому счету есть только два способа повлиять на цены: выступить с успокоительными заявлениями и поднять ключевую ставку. ЦБ делает и то, и другое. Правда, как можно судить по ценникам в магазинах и вывескам в обменных пунктах, пока без особого успеха.
Публичные заявления представителей Центробанка, наоборот, время от времени приводили к очередному обвалу рубля и скачку цен. А повышение ключевой ставки до рекордного уровня 9,5% испугало скорее бизнес, но не спекулянтов, играющих против рубля и разгоняющих инфляцию.
Тот факт, что даже резкое повышение ключевой ставки, это уже не стопроцентный способ остановить рост цен в России, ранее косвенно признала и сама Юдаева. В начале ноября – спустя буквально несколько дней после столь жесткого решения регулятора – первый зампред ЦБ не исключила нового ужесточения денежно-кредитной политики.
«В значительной степени мы рассчитываем на то, что принятое решение позволит стабилизировать инфляционные ожидания и инфляцию, и в дальнейшем мы перейдем к стабильным ставкам или их снижению. Но исключать факторы, которые приведут к дальнейшему повышению ставки, я бы не стала в данный момент», – сообщила тогда Юдаева.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина вчера прибегла к другому способу повлиять на цены – публичным успокоительным заявлениям. «Мы ожидаем, что с учетом принятых нами мер инфляция начнет снижаться со второго квартала 2015 года. К тому времени также в значительной степени будет исчерпано действие временных факторов, которые привели к ее росту в этом году, – сказала Набиуллина во время выступления в Совете Федерации. – В дальнейшем, по мере того как сформируется устойчивая тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий, мы будем готовы смягчать денежно-кредитную политику. По нашим оценкам, это станет возможно во втором полугодии 2015 года».
Ограничение рублевой ликвидности через валютные свопы, которое ЦБ временно ввел для борьбы со спекулятивными стратегиями на валютном рынке, сработало и будет работать еще некоторое время, заявила Набиуллина. Правда, по курсу рубля вчера это было не очень заметно.
Набиуллина попыталась доказать, что повышение ключевой ставки не вредит реальному сектору экономики. Банки поднимают ставки по своим кредитам не из-за действий ЦБ, а из-за растущих цен. «Многие считают, что спусковым крючком для повышения ставок стало повышение ключевой ставки ЦБ. Но на самом деле основой для повышения стал рост инфляции», – сказала Набиуллина.
Объяснение, мягко говоря, не вполне убедительное. С одной стороны, Набиуллина уверяет, что действия ЦБ помогают снизить инфляцию и уже скоро мы это увидим. С другой стороны, она утверждает, что действия ЦБ ни на что не влияют и во всех бедах виновата именно инфляция.
Наконец, глава ЦБ сделала вчера еще одно успокоительное заявление. «Налог на валютные операции не сильно поможет в борьбе со спекулянтами», – это, видимо, был с ее стороны ответ советнику президента Сергею Глазьеву, который не первый раз призывает бороться с оттоком капитала с помощью специального налога.
Опрошенные эксперты не воодушевились заявлениями регулятора. «ЦБ скорее озвучивает свои пожелания, чем прогнозы. Инфляцию можно измерять по-разному, и, возможно, в отдельных ее показателях будет нулевой рост в следующем году. Но основная – продуктовая – инфляция покажет в 2015-м рост не менее чем на 10–15%», – считает зампредседателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.
По его словам, сейчас для замедления роста цен предпосылок нет, зато сколько угодно предпосылок для его ускорения: «Падающий курс рубля, дорожающий бензин, растущие налоги на малый и средний бизнес, на физлиц». «Наиболее надежный способ снизить инфляцию – исключить факторы, влияющие на нее. Но этого ни сейчас, ни скорее всего к весне сделать не получится. Высокий уровень неопределенности из-за нефтяных цен и курса рубля приводит к такой же высокой неопределенности относительно инфляции в 2015 году», – рассуждает Люшин. По его мнению, «в России цены движутся в соответствии с так называемым эффектом храповика, то есть в неблагоприятной ситуации они растут, а в благоприятной просто стоят на месте, но не падают».
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин, в свою очередь, полагает, что нестабильность рубля и рост цен сегодня обусловлены не только экономическими, но и психологическими причинами. «Одна из причин – сомнения граждан и элит в политическом будущем страны, – считает эксперт. – В некотором смысле страна сидит на двух стульях, и это дает пищу для фундаментальной неуверенности в завтрашнем дне. Неуверенность трансформируется в недоверие к рублю и в рост цен». И одними монетарными мерами такое недоверие не вылечить.
Добавим, что рост цен на некоторые продукты питания, например, на курятину, ускорялся в России еще до введения продуктового эмбарго. А значит, инфляция вызвана не только санкциями, антисанкциями и уж тем более не только подорожавшей в последние месяцы гречкой. Но после введения продуктового эмбарго, которое действительно усугубило уже имеющийся рост цен, у финансовых властей появился удобный способ объяснить, почему все их меры не помогают.