Сергей Сторчак пока не советует вынимать деньги из ФНБ. Фото Михаила Почуева/ТАСС |
Крупные российские компании рассчитывают на скорую помощь Фонда национального благосостояния (ФНБ), однако у правительства пока нет четкого механизма выделения этих средств. И хотя формально первые заявки давно одобрены, правительственные ведомства только сейчас планируют определиться с принципами инвестирования. Эксперты отмечают, что разработка таких правил может занять немного времени, но без нажима сверху и этот процесс может затянуться.
В Минфине предлагают определиться с механизмом инвестирования средств Фонда национального благосостояния. Об этом заявил в пятницу замминистра финансов Сергей Сторчак. «Мы в стадии принятия более системного решения, поскольку очень много заявок, и ситуация с точки зрения перспектив не улучшается», – цитирует его «Прайм». Вопрос, по словам Сторчака, в том, работать ли через банки по всему объему предлагаемых проектов или финансировать конкретные проекты.
Ранее директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин отмечал, что размещение средств ФНБ через банки позволит поддержать и сами кредитные организации, и инвестпроекты. «Если деньги направляются в облигации в рамках проекта, то проект будет финансироваться рубль на рубль – 1 руб. средств ФНБ превращается в 1 руб. ресурсов проекта. Через банковскую систему коммерческий банк может мультиплицировать эффект вложенного капитала, если норматив достаточности порядка 10%, то, грубо говоря, в 10 раз больше дать денег под проект», – пояснял Орешкин. По мнению Минфина, такая схема позволит не увеличивать лимит расходования средств ФНБ.
Напомним, что Минэкономразвития неделю назад предложило поднять эту планку с 60 до 80%, направив 20% фонда на субординированные кредиты банкам. По данным Минфина на 1 ноября этого года, в ФНБ находится около 3,5 трлн руб.
К слову, министр экономического развития Алексей Улюкаев также недавно в эфире радиостанции «Эхо Москвы» подчеркивал, что средства ФНБ должны распределяться на конкретные проекты. «Мы не финансируем компанию, мы не финансируем финансовый разрыв между ее доходами и расходами. Мы работаем с отдельными инвестпроектами», – говорил он.
Стоит отметить, что иногда решения о выделении тех или иных средств принимаются волевым порядком. И в этом смысле рассуждения и усилия правительства могут оказаться неактуальными.
Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты полагают, что создание четкого механизма инвестирования – не сложный и не долгий процесс. Однако для того, чтобы он не затянулся, может потребоваться определенный политический нажим.
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян напоминает, что некоторые институты развития создаются в стране буквально за считаные недели. «Например, Агентство кредитных гарантий (АКГ) начало выдавать первые гарантии через месяц после официального открытия. Но есть институты, которые полгода только внутренние документы формируют. Сейчас разработкой механизма скорее всего будет заниматься Минфин, а он, как правило, работает медленно – кроме той ситуации, когда президент держит дело на контроле. Кажется, что сейчас о таком контроле речи не идет, поэтому процесс может затянуться надолго», – полагает эксперт.
«То, что механизм нужно упорядочить, – очевидно, потому что решения по первым проектам были приняты год назад, но они до сих пор остаются без этих денег, – рассуждает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Когда в течение такого времени деньги не идут на финансирование, дело либо в самих проектах, в их готовности, либо в сложностях с выделением средств. Я думаю, что способы финансирования – это вопрос технологический, он не принципиален. Поэтому при желании можно и в конце этого года, и в начале следующего уже начать выделять средства. Оперативно разобраться с проблемой возможно, но все зависит от политической воли». По мнению эксперта, банки заинтересованы в том, чтобы деньги шли через них, и могут лоббировать этот процесс. Правда, выступать они при этом предпочитают в роли посредников, а не участников проекта.