Экспортеры рыбы хотят получить бюджетные средства для пополнения частного флота. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Рыбному хозяйству Дальнего Востока необходимо обновление оборудования и строительство новых судов, заявил вчера губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Пока субсидирование отрасли находится в подвешенном состоянии. Эксперты утверждают, что вкладывать в производство должен сам бизнес, а увеличение поставок рыбы из Приморья в европейскую часть России вряд ли возможно, да и не столь необходимо.
Президент Владимир Путин на встрече с губернатором Приморья Владимиром Миклушевским обсудил в том числе развитие рыбной отрасли региона. Губернатор края пожаловался на обветшание рыболовецкого флота и отсутствие предприятий береговой переработки.
По его словам, сейчас «рыба вся уходит в Китай, потом аккуратненько в виде уже переработанного филе поступает к нашим западноевропейским потребителям».
«Правительство приняло решение о создании у нас рыбного кластера. Но пока не приняло решение, откуда это финансировать. Частные деньги, безусловно, будут, но причальные стенки и холодильное оборудование требуют все-таки государственного участия», – отметил губернатор.
Напомним, в сентябре Владимир Путин поручил правительству продумать вопросы субсидирования добычи рыбы на Дальнем Востоке. По мнению президента, это должно создать экономически целесообразные условия для ее продажи в европейской части России. «Нужно проработать, каким темпом, что вводить и что инвестировать дополнительно в переработку», – говорил тогда Путин. На вчерашнем заседании выяснилось, что эти вопросы повисли в воздухе и субсидировать рыбное хозяйство Приморья пока неоткуда.
Проблема поставок дальневосточной рыбы в европейскую часть России стала актуальной после объявления продуктового эмбарго и запрета на ввоз рыбы из Норвегии. Быстро заменить норвежскую семгу, форель, лосося было нечем, и рыба оказалась в числе лидеров по подорожанию. По данным Росстата, цены на рыбу с начала года поднялись на 12,7%.
На Дальнем Востоке добывается более 70% водных биоресурсов страны, но лишь малая часть этой рыбы попадает на стол россиян – не только из-за отсутствия переработки, но и из-за больших расстояний и дороговизны железнодорожных перевозок.
Как сообщил во вторник глава Росрыболовства Илья Шестаков, сейчас идет межведомственное согласование и доработка проекта о предоставлении в 2015 году субсидий на перевозку замороженной дальневосточной сельди. Росрыболовство также предлагает уровнять тариф на транспортировку рыбы в рефрижераторных контейнерах со стоимостью перевозки в обычном контейнере.
Как отмечает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков, разговоры о том, что отечественный рынок необходимо насытить дальневосточной рыбой, остаются расплывчатыми и беспредметными. В то же время часть вылова рыбы с Дальнего Востока и так идет в европейскую Россию по мере возможностей, и вряд ли в ближайшее время эти объемы будут существенно расширяться. Что касается цен на рыбу, то, по словам Гудкова, подорожало только ограниченное число позиций, и зачастую проблема остается не в высокой себестоимости, а в естественном желании предпринимателей заработать на дефиците. «В целом недостатка рыбы нет, рост цен на уровне инфляции», – констатирует Гудков. Что касается запросов приморского губернатора на обновление оборудования, то, по мнению эксперта, этим должен заниматься сам бизнес.
«Государство может вкладывать средства в инфраструктурные проекты – дороги, магистрали, электроснабжение. Когда мы говорим о том, что за государственный счет нужно построить холодильники, корабли – это просто неэффективное управление со стороны бизнеса или неправильно сформированная инвестиционная привлекательность отрасли. Добыча рыбы – это очень прибыльный вид бизнеса, и часть прибыли там может быть вложена в производство. Это не значит, что не нужно мотивировать, субсидировать. Но там, где частный бизнес в состоянии вкладывать прибыль в средства производства, максимум, что может сделать государство – это субсидировать процентную ставку», – рассуждает эксперт.