0
2717
Газета Экономика Интернет-версия

30.10.2014 00:01:00

Социальная нагрузка снижает конкурентоспособность

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин – генеральный директор Центра политического анализа.


На прошлой неделе был продлен коллективный договор, действующий в ведущей отечественной авиакомпании «Аэрофлот». Руководство компании и профсоюзы пришли к согласию о том, что договор, разработанный еще в 2005 году, будет действовать по крайней мере до 2017 года.

Собственно, ничего удивительного в этом нет. Работников «Аэрофлота» можно только поздравить, что столь хорошие условия труда в компании сохранятся. Без преувеличения можно сказать, что таких условий нет ни в одной авиакомпании мира. Поэтому, когда я кое от кого слышу, как Первичную профсоюзную организацию (ППО) авиаработников «Аэрофлота» обвиняют в предательстве интересов трудящихся, мне становится обидно за здравый смысл и логику радикальных товарищей. Вдумайтесь только в эти цифры – на льготы, предусмотренные колдоговором, авиакомпания ежегодно выделяет 3 млрд руб.!

Несмотря на то что основная заслуга в том, что сотрудники авиакомпании работают в столь благоприятных условиях, принадлежит ППО авиаработников, в этом году от имени коллектива договор подписывала другая структура – Единый представительный орган (ЕПО) работников. Дело в том, что Трудовой кодекс наделяет правом подписывать колдоговор от лица работников только тот профсоюз, который объединяет более половины трудового коллектива. «Аэрофлот» бурно развивается в последние годы, расширяется штат, поэтому неожиданно оказалось, что ППО больше не объединяет большинство сотрудников. Да и в целом члены всех восьми профсоюзов, созданных в авиакомпании, не представляют и половины работающих.

Поэтому для участия в переговорах с администрацией была созвана сентябрьская конференция работников авиакомпании. Она и сформировала ЕПО, поручив возглавить эту структуру президенту Первичной профсоюзной организации Александру Михайлову как главе самого крупного профсоюза компании. Злые языки пытались внушить мысль, что конференция была организована администрацией авиакомпании, но знакомство с материалами собрания развенчивает тезис о ее «карманности». Работники «Аэрофлота» ясно дали понять, кому они доверяют представлять свои интересы, без давления администрации.

Сами посудите, если администрация имеет возможность выбрать себе лояльного партнера для переговоров о колдоговоре, то почему она не извлечет из этого выгоды, снижая социальную нагрузку на компанию и ухудшая условия труда работников? Все происходит с точностью до наоборот – все льготы и привилегии, прописанные в колдоговоре, были сохранены. О том, что «Аэрофлот» является одним из лучших работодателей в стране, знают уже практически все. Люди стремятся работать в авиакомпании. Недавно ВЦИОМом был проведен опрос, по итогам которого «Аэрофлот» прочно вошел в десятку самых привлекательных работодателей для выпускников российских вузов. Это ли не показатель присутствия в компании духа социального партнерства? Молодежь это чувствует и связывает свое будущее с ней. Недаром авиакомпания лидирует в номинации «Работодатель мечты для молодых специалистов» по версии газеты «Акция. Карьера».

При этом не стоит скрывать того обстоятельства, что есть у высокой социальной нагрузки на «Аэрофлот» и минусы. На рынке авиаперевозок царит жесткая конкурентная среда. В этих условиях ежегодное расходование 3 млрд руб. на льготы и привилегии работникам, безусловно, сказывается на положении «Аэрофлота» на фоне не столь щедрых соперников по сегменту рынка.

К сожалению, мы все еще остаемся в плену стереотипов XIX века, утверждающих постулат о неизбежности борьбы работника с работодателем. При этом работника рисуют таким бесправным пролетарием, вынужденным продавать свой труд ради выживания. В современном цивилизованном мире это давно не так. Можно ли назвать работника с окладом в полмиллиона рублей в месяц пролетарием? Согласитесь, нет. А ведь именно такую зарплату получают пилоты «Аэрофлота», имеющие соответствующие часы налета. Это самый настоящий средний класс, о необходимости становления которого мы твердили долгие годы. И вот когда он наконец появляется, будет преступлением прививать ему пролетарскую психологию.

Кому же выгоден миф о нищете и бесправии работников? Нечистым на руку и нечистым на помыслы псевдопрофсоюзным деятелям, пытающимся оседлать популистскую волну и запустить руку в профсоюзную кассу. К сожалению, в России еще не везде научились разоблачать таких деятелей и давать им отпор. Нам нужно отличать здоровые профсоюзные организации, настроенные на планомерный диалог с работодателем, от лиц, которых вполне можно сравнить с гангстерами, правившими бал в американских профсоюзах в начале прошлого века. В «Аэрофлоте» со своими гангстерами успешно разобрались. Лидеры так называемого шереметьевского профсоюза летного состава год назад были арестованы по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Проще говоря, они вымогали у руководства авиакомпании 100 млн руб. в обмен на прекращение своей «профсоюзной деятельности».

Не до конца у нас продуман и уровень социальной нагрузки на бюджет компаний. В России эта нагрузка традиционно высока (около 50%), особенно для госкомпаний, в которых, как в «Аэрофлоте», роль профсоюзов исключительно сильна. В итоге от перекосов страдают и предприятия, и сами работники. Экономические показатели госкомпаний могут перестать расти вследствие падения производительности труда и снижения конкурентоспособности. В конечном счете такая ситуация не выгодна никому.

Таким образом, коллектив «Аэрофлота» и его руководство можно поздравить с успешным продлением коллективного договора. Его исполнение поможет авиакомпании укрепить свои позиции и достойно исполнять роль флагмана отечественной авиации. В то же самое время стоит серьезно подумать об опасностях, связанных с высоким уровнем социальной нагрузки для госкомпаний, которая в условиях замедления темпа роста экономики может привести к значительным негативным последствиям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
909
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1132
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1036
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1024

Другие новости