Московские медучреждения за последние четыре года оснастили современной техникой. Фото с сайта www.mos.ru
Несмотря на то что курирующий медицину вице-мэр Москвы Леонид Печатников заявил о том, что руководство города не принимало решений о закрытии столичных больниц, трансформация городского здравоохранения остается насущной потребностью. Как можно судить по материалам департамента, ресурсы для улучшения работы в Москве есть. В городе пока недостаточно эффективно используют коечный фонд медучреждений, а бригады скорой помощи нередко заменяют пациентам врачей поликлиник.
Департамент здравоохранения не раз отмечал, что необходимость реформ в медицинской сфере связана с тем, что имеющиеся в столице врачебные ресурсы не всегда грамотно используются, что нередко связано с ориентацией на устаревшие советские стандарты. Так, количество коек в Москве превышает этот же показатель, присущий некоторым сравнимым по масштабам мегаполисов. Так, на 1000 лондонцев приходится 2,7 больничные койки, на столько же нью-йоркцев – 3 койки, на берлинцев – 5,7, а на москвичей – 8,9 койки. По этому показателю столицу РФ опережает только Париж с показателем 12,3, однако там статистику меняют многочисленные национальные госпитали, которые традиционно принимают пациентов со всех регионов страны. При этом Россия в целом лидирует по количеству коек на 1000 человек. У нас их 9,3, в Германии 8,3, во Франции 6,4, в США 3,1, а в Великобритании 3.
Большое количество коек медики связывают с высокой продолжительностью госпитализации в нашей стране. Средний показатель в Москве – примерно 190 дней. В Париже продолжительность госпитализации – 170 дней, в Нью-Йорке – 75. У этого также есть свои причины – например, структурные проблемы системы здравоохранения, в частности высокое количество госпитализаций. Это, в свою очередь, обусловлено не только предпочтением больных к лечению в стационаре, но и отсутствием у амбулаторного звена медработников стимула сокращать количество таких госпитализаций. Также отмечается и слабый контроль со стороны страховых компаний за рациональностью госпитализаций москвичей. Надо отметить, что более 35% всего объема койко-дней приходится на четыре основные терапевтические специальности: психиатрия, терапия, кардиология и неврология. Предполагается, что именно в этих сферах можно будет найти потенциал для снижения общего объема койко-дней в Москве.
В среднем продолжительность пребывания больных москвичей в стационарах также остается гораздо выше показателей других мегаполисов. Так, в Москве этот показатель составляет 12,2, в Берлине – 7,9, в Нью-Йорке – 6,8, в Париже – 5,7, в Лондоне – 5,5. Общероссийский результат также выше среднемирового. Россияне проводят в стационарах примерно 12,3 дня, жители Германии – 9,5, Великобритании – 7,4, Франции – 5,7, США – 4,8.
Если сравнить длительность пребывания больных Москвы и Берлина в стационарах по основным диагнозам, оказывается, что москвичи проводят на больничной койке в два раза больше времени, чем, например, их собратья по несчастью – берлинцы. Так, при гипертонической болезни в Москве лежат в стационаре 11,6 дня, в Берлине – 5,4. При ишемической болезни – 13,9 против 5,2, при новообразованиях – 12,2 в Москве против 7,7 в Берлине. Похожая ситуация и по другим заболеваниям. И это при том, что уровень оснащенности московских клиник в последние три года существенно улучшился и нередко превышает уровень технической обеспеченности медиков германского мегаполиса.
При этом уровень обеспеченности врачами в Москве примерно в 2 раза выше, чем в других странах Европы, что связано с большим количеством федеральных, ведомственных и частных учреждений в мегаполисе, а также с большей заболеваемостью населения по сравнению с другими странами.
Однако при таком медицинском обеспечении москвичи не выглядят более здоровыми. Более того, еще один показатель – большое количество звонков в скорую и неотложную помощь – свидетельствует, что горожане заменяют такими обращениями визиты в поликлинику, где не могут получить нужное лечение. Динамика вызовов скорой и неотложки растет с 2008 года, увеличившись с 43,8 тыс. звонков на 100 000 человек до 59,5 тыс. в 2013 году. Показатель особенно впечатляет по сравнению с уровнем в 14,1 тыс. звонков по Лондону. Как отмечают медики, в Москве часть вызовов, которыми раньше занимались террапевты, переадресовываются на неотложку, и зачастую ее пациентами становятся пожилые люди, хронические больные и те, кого не устраивает качество обслуживания в поликлинике. То есть, по сути, скорая и неотложная помощь берут на себя работу других, менее эффективных звеньев системы здравоохранения.
Подобная статистика Департамента здравоохранения позволила понять, в каком направлении нужно двигаться столичной медицине. Город пошел по пути создания крупных амбулаторных поликлинических объединений, когда к головному центру, оснащенному по последнему слову техники, присоединяются участковые поликлиники. Это позволяет увеличить доступность медицинской помощи, поскольку каждый москвич, прикрепленный даже к маленькому учреждению здравоохранения, прикрепляется ко всему комплексу и ответственность за его здоровье сейчас несет объединение, которое может оказывать гораздо более качественные услуги.