В Пекине внимательно следят за влиянием падающих нефтяных цен на российскую экономику. Фото Reuters
Падение нефтяных цен пока не смертельно для России, написала вчера китайская газета «Жэньминь жибао». Правда, эта оценка была дана со ссылкой на российского эксперта, который считает, что при нефтяных ценах на уровне 80 долл. за баррель Россия продержится примерно два года. В то же время китайская пресса указывает, что влияние США на нефтяные цены сильно преувеличено. И винить в падении цен скорее нужно Саудовскую Аравию.
Резкое падение цен на нефть пока не создаст смертельной угрозы для России, уверен ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев. Такое мнение он высказал в интервью «Жэньминь жибао».
Он считает, что, несмотря на зависимость РФ от сырьевых ресурсов, большие валютные резервы и свободное плавание курса рубля смогут смягчить давление, связанное с падением цен на нефть. «В последующие два года Россия будет способна противостоять удару со снижением стоимости до 80 долл. за баррель», – полагает Афонцев.
За последние полгода из-за падения цен на нефть российский рубль обесценился уже примерно на 20%, напоминает «Жэньминь жибао». «Несмотря на то что Центробанк России вкладывает огромные средства для поддержания рубля, а также надеется увеличить ставку до 8,5% в этом месяце, такие меры все же не могут предотвратить побег инвесторов. Стоит отметить, что в первой половине 2014 года отток капитала достиг 74,6 млрд долл. Министерство экономики России уже повысило предполагаемый объем оттока капитала с 90 млрд до 100 млрд долл. В настоящее время Центробанк России думает о принятии временных мер по контролю капитала», – говорится в статье.
На днях газета опубликовала материал южнокорейского аналитика, который говорил о возможном падении цен до 50–60 долл. за баррель и объяснял это желанием США и ОПЕК нанести таким образом удар по России, Ирану и Венесуэле. Во вчерашней статье «Жэньминь жибао» старший научный сотрудник американского мозгового центра «Проект безопасности США» Эндрю Холланд пытается опровергнуть эту точку зрения. «Способности Соединенных Штатов и Организации стран-экспортеров переоценены. Продолжительное падение цен на нефть естественным образом оказывает давление на нефтеэкспортеров, в частности на Россию, Иран и Венесуэлу, однако американские производители сырья также понесут потери», – отмечает Холланд. По его словам, производители сланцевой нефти США и других стран тоже стали мишенью действий Саудовской Аравии, которая не сокращает производство. Снижение стоимости нефти оставит без прибыли американских производителей сланцевой нефти, утверждает эксперт.
За последние четыре месяца международные цены на нефть упали приблизительно на 25%. Отметим, что проект бюджета Венесуэлы на 2015 год, по сообщению РИА Новости, сформирован из расчета среднегодовой стоимости нефти в 60 долл. за баррель. Сейчас стоимость барреля венесуэльской нефти составляет на рынке 77,65 долл., что является самым низким показателем за последние четыре года. Прогноз Минэкономразвития РФ по цене на нефть составляет 100 долл. за баррель в следующем году.
Профессор ВШЭ Алексей Портанский отмечает, что определить, насколько «смертельным» будет для нас то или иное понижение цен, арифметически просто. «Как неоднократно говорилось, падение цены нефти на 1 долл. – это минус 70 млрд руб. из бюджета. Так что можно просто посмотреть на размер бюджета и сопоставить», – говорит эксперт, отмечая, что в случае заметных значительных потерь первыми «под нож» пойдут расходы на образование и медицину.
«Эффект уже ощутимый, тем более что сорт Urals потерял в цене с начала года более 20 долл., – согласен руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Другое дело, что это отчасти компенсируется эффектом от ослабления рубля, так что в этом году бюджет скорее всего будет сведен с профицитом. Но в следующем году бюджет будет балансироваться при среднегодовой цене в 96 долл. за баррель, и любой уход цены вниз создаст дополнительное и заметное напряжение для финансовой системы».
Эксперт, впрочем, отмечает, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния могли бы в этом случае служить «подушкой безопасности» для экономики. «Они и создавались для такого рода ситуаций. Правда, 60% ФНБ уже обещано потратить на различные проекты. Но в Резервном фонде еще есть около 90 млрд долл. И можно предположить, что этих средств на ближайшие полтора-два года точно хватит», – считает Масленников. По его мнению, к концу года цены на нефть должны немного подняться. Правда, отмечает он, нужно еще «пережить» сессию ОПЕК 27 ноября, после которой станет понятно, будут ли снижены квоты на нефтедобычу. «В ОПЕК сейчас разлад, много противоречий, но тем не менее у аналитиков есть ощущение, что цена в ближайшее время дойдет до дна, может быть, опустится ниже 80, но к концу года выйдет на уровень около 90 долл. или немного повыше. В целом в будущем году должна сложиться повышательная тенденция, – предполагает Масленников. – Мировые цены входят в новый комфортный коридор, который будет складываться в интервале от 90 до 100 долл. за баррель».