В России верят, что падение цен – это временное явление. Фото Reuters
Для давления на Россию и Иран администрация США и саудиты планируют снизить нефтяные цены до 50–60 долл. за баррель, сообщает китайская пресса. По словам президента РФ Владимира Путина, нефть вряд ли будет дешевле 80 долл. А независимые эксперты не берутся прогнозировать глубину падения нефтяных цен.
Владимир Путин уверен, что нефтяные цены скоро выровняются и скорректируются, ведь никто на рынке не заинтересован, чтобы они опускались ниже 80 долл. Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам визита в Милан. «Если взять нефть, которая добывается в Соединенных Штатах, то ее рентабельность – 80 долл. за баррель.
Если мировые цены будут держаться на этом уровне, все производство рухнет», – полагает президент.
В то же время в китайской прессе называют цену около 80 долл. за баррель вполне допустимой для Саудовской Аравии и США. «В процессе падения цен на нефть Саудовская Аравия четко демонстрирует желание к снижению стоимости, это свидетельствует о том, что нынешняя цена еще не достигла низшей отметки себестоимости производства в стране, говорится в статье, опубликованной в центральной газете Компартии КНР «Жэньминь жибао». Бывший чиновник Белого дома отметил, что даже падение цены до 80 долл. за баррель станет причиной лишь небольших потерь для Саудовской Аравии. И если стоимость сырой нефти в США упадет до 85 долл., американские компании, которые занимаются сланцевой нефтью, смогут получать прибыль.
Публикуемый китайцами южнокорейский аналитик разделяет теорию антироссийского ценового сговора США и некоторых стран ОПЕК. «Иран и Россия рассматриваются в качестве врагов, поэтому западные страны и ОПЕК захватили рынок сырой нефти, начали действовать совместно. Падение цен на нефть имеет тройной эффект: стимулирование экономического подъема, удар по России и смягчение избыточного давления между спросом и предложением», – пишет автор. Более того, «согласно более ранним исследованиям, США и Саудовская Аравия планируют в Азии и Северной Америке продавать нефть по цене 50–60 долл. за баррель».
«Жэньминь жибао» напоминает, что РФ получает половину своих доходов от сырьевых источников, и если стоимость нефти действительно упадет до 60 долл. за баррель, российская экономика окажется в непростом положении. «Согласно подсчетам Сбербанка РФ, если цена на сырую нефть будет находиться на уровне 90 долл. за баррель, финансовый доход России в 2015 году уменьшится на 1,2%. РФ удастся поддержать платежный баланс, если стоимость сырой нефти будет сохраняться на уровне 104 долл. за баррель», – пишет газета.
В Банке России ранее заявляли, что ведомство готовит стрессовый сценарий с падением цен ниже 60 долл. за баррель. В то же время в Минэкономразвития пока не спешат пересматривать действующие прогнозы ни по курсу рубля, ни по ценам на нефть.
«Мы прогнозируем обменный курс исходя из фундаментальных условий. Фундаментальные условия ожидаются достаточно благоприятные, в том числе положительный внешнеторговый баланс на уровне 170 млрд долл. и выше ежегодно. Наибольшая критика в наш адрес раздавалась с точки зрения оценки цен на нефть на три года. Мы ведем постоянные консультации с экспертами и по-прежнему не меняем свои прогнозные оценки и рассматриваем среднегодовую цену в пределах 100 долл. за баррель», – заявил в четверг заместитель главы ведомства Алексей Ведев.
По его словам, падающий тренд по нефти «нарисовался» в середине августа, и полутора месяцев недостаточно для прогнозов на ближайшие годы. «Более того, никто из ведущих международных финансовых организаций свои оценки пока не меняет, и консенсус-прогноз пока не меняется», – цитирует Ведева Интерфакс.
Опрошенные «НГ» эксперты также не верят в то, что цены могут опуститься до 60 долл. за баррель. По их мнению, дно либо уже пройдено, либо находится близко. «Мы можем увидеть и 75 долл. за баррель, – говорит аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. – Но все-таки о цене в 60 долл. никто не думает серьезно». По его словам, точно установить предел падения цен сейчас затруднительно. «В определенной мере на цену могут повлиять приближение сессии ОПЕК и заявления, которые делают руководители стран из этой организации. Пока эти заявления не поддерживают цены даже теоретически. Но, с другой стороны, есть и сезонный фактор. В сентябре и октябре массово производится ремонт нефтеперерабатывающих предприятий. Сейчас он завершается, и спрос со стороны переработчиков должен возрасти, – рассуждает Нестеров. – Труднопредсказуемых факторов много, пока мы обсуждаем на будущий год прогноз цены около 90–95 долл. за баррель. Надеемся, что к зиме нефтяные цены подрастут».
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что твердое намерение Саудовской Аравии не снижать добычу может в ближайшее время поколебаться. «Саудовская Аравия сопротивляется повышению цен, но внутри страны нарастает противостояние, поскольку при действующем уровне цен там уже начались проблемы с выполнением социальных программ. Так что хотя Саудовская Аравия официально заявляет, что не будет участвовать в снижении квот на добычу, и даже сумела склонить к тому же Иран и Венесуэлу, сама она раскололась на два лагеря. Поэтому пока неизвестно, что именно произойдет на сессии ОПЕК, – говорит Танкаев. – Партия, которая борется за высокие цены на нефть, считает, что Саудовская Аравия нормально может выполнять свои обязательства при цене выше 86 долл. за баррель. К слову, качество саудовской нефти соответствует российской Urals. Она идет со скидкой к Brent. И если Brent стоит 86 долл., саудовская нефть обычно продается дешевле примерно на 3 долл. Значит, они уже достигли того уровня, который вызывает у части страны большие сомнения и беспокойство». Эксперт также указал на то, что успех операции США против «Исламского государства» может поднять мировые цены, «если американцам удастся остановить поток нефти, идущий из региона, который контролируют исламисты».