Коммерческим перевозчикам предстоит увеличить непроизводственные издержки. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Почти каждый ведомственный законопроект грозит дополнительными издержками для российских предприятий и граждан. Только за последние месяцы чиновники сочинили несколько новых требований, которые обернутся для предприятий издержками на 700 млрд руб. Такую оценку называют в Минэкономразвития (МЭР). В обязанности этого министерства входит оценка так называемого регулирующего воздействия на экономику РФ каждого ведомственного проекта. В МЭР надеются остановить утверждение хотя бы части наиболее разорительных норм, которые содержатся в каждом третьем законопроекте.
К наибольшему увеличению издержек предприятий могут привести новые требования Минтранса к автоперевозчикам, новые требования МВД к местам массового пребывания, а также инициатива Минфина по ограничению почтовых отправлений.
Так, поправки Минтранса в Закон «О безопасности дорожного движения» требуют от каждого перевозчика ввести должность аттестованного специалиста по безопасности и выделить отдельное помещение для стоянки, техобслуживания и ремонта. Для выполнения этих требований ко всем перевозчикам, в том числе и индивидуальным предпринимателям, придется потратить в качестве непроизводственных расходов не меньше 53 млрд руб., считают в МЭР. Предлагаемые МВД требования к местам массового пребывания людей может потребовать от бизнеса дополнительных затрат в размере 708 млрд руб.
Предлагаемое Минфином снижение порога беспошлинных почтовых отправлений потребует от бюджета РФ дополнительных затрат и только снизит поступление налогов, считают в ведомстве Алексея Улюкаева. При этом нагрузка на таможенные органы и «Почту России» увеличится примерно в 12 раз.
Сочиняя новые законы и требования, чиновники, как правило, пишут, что они не потребуют каких-либо дополнительных расходов для бизнеса. Однако оценки МЭР говорят о другом. Именно поэтому почти треть заключений ведомства об оценке законопроектов были отрицательными.
В России институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) начал действовать с марта 2010 года, когда МЭР решением правительственной комиссии было наделено такими полномочиями. В июле 2010 года при министерстве было создано специальное ведомство – департамент ОРВ. «Механизм ОРВ – это экономический анализ документов, который может оказать влияние на бизнес-среду. Оценка регулирующего воздействия призвана выявлять издержки и выгоды для бизнеса, других субъектов инвестиционной деятельности, а также для государственных или муниципальных бюджетов», – говорил в конце сентября замглавы МЭР Олег Фомичев.
«Статистика, которую мы планируем публиковать ежемесячно, показывает, сколько непродуманных и необоснованных решений могло бы быть принято и оказать негативное воздействие на бизнес, если бы на их пути не стоял фильтр в виде ОРВ», – рассказал «НГ» директор департамента ОРВ МЭР Вадим Живулин. Ежегодно в России готовится более 20 тыс. нормативных актов, говорит он. При этом за четыре года работы департамента ОРВ была отсеяна почти треть поступивших проектов. «Бизнес сэкономил от 600 млрд до 3 трлн руб.», – сообщает директор. Впрочем, приводимые им оценки весьма условны. Так, например, ущерб от одного из проектов Минтранса оценен в диапазоне от 50 млрд до 4 трлн руб., что ставит под сомнение точность ОРВ.
«Каждый проект подвергается всестороннему анализу. Непроработанные акты получают отрицательное заключение. Многие акты дорабатываются и выходят уже в совсем иной редакции», – заключает Живулин.
Противоречивым примером регулирования называют и идею Минфина по отмене запрета для налоговых органов проводить две или более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. «Это решение представляется сомнительным способом достижения основной цели регулирования – снижения налоговой нагрузки в отношении вновь создаваемых в регионах промышленных предприятий», – говорят в МЭР. Все подобные примеры – это результат отсутствия у разработчиков какой-либо содержательной работы по взвешенной оценке и обоснованию нового регулирования, заключают в МЭР.
Однако, по мнению первого вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, проблема оценки законодательных актов несколько глубже. Так, ОРВ не действует на законопроекты, уже обсуждаемые в Госдуме. «Поправки, принятые Госдуме, уже не фильтруются ОРВ. Часто бывает, что по законопроекту было одно заключение, а после второго чтения он выглядит совершенно иначе», – заключает Корочкин.