Белорусскому президенту Александру Лукашенко палец в рот не клади, предупреждают экономисты. Фото Reuters
После ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), за которую Москва подарила Минску около 2,5 млрд долл., белорусские министры выступили с новыми требованиями – компенсировать им еще около 1 млрд долл. потенциальных потерь. Такова упущенная выгода белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и бюджета страны от российского налогового маневра в нефтяной отрасли. Похоже, Москве придется искать компромиссный вариант ради сохранения добрых отношений с союзником, считают эксперты. Но в бюджете РФ лишних денег уже нет, поэтому Москва скорее всего будет затягивать переговоры о выплате «белорусского оброка».
Торг Минска и Москвы вокруг изменений налогообложения нефтяной отрасли еще не завершен. Об этом сообщил в пятницу премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович.
Теперь Белоруссия хочет получить от России в качестве компенсации еще около 1 млрд долл. Как передает Reuters, в Минске указали на этот дополнительный 1 млрд долл. после того, как Москва уже согласилась оставить Белоруссии в качестве компенсации более 1 млрд долл. вдобавок к ранее обещанным 1,5 млрд долл. пошлин от экспорта нефтепродуктов в 2015 году.
Напомним, правительство РФ со следующего года совершит так называемый налоговый маневр. Экспортные пошлины на нефть за три года уменьшатся в 1,7 раза, а пошлины на нефтепродукты в зависимости от вида сократятся в 1,7–5 раз. Одновременно с этим ставки налога на добычу полезных ископаемых применительно к нефти вырастут в 1,7 раза, применительно к газовому конденсату – в 6,5 раза (см. «НГ» от 12.09.14).
Главной жертвой российского налогового маневра оказалась Белоруссия, которая беспошлинно закупала у РФ по внутрироссийским ценам сырую нефть, перерабатывала ее на собственных НПЗ и экспортировала нефтепродукты по высоким мировым ценам. При этом белорусский бюджет получал двойную выгоду: за счет экономии на закупках российской нефти и притока таможенных сборов от продажи нефтепродуктов.
Белоруссия оставляла в своем бюджете лишь часть экспортных пошлин на нефтепродукты, остальное же перенаправлялось в казну РФ. Однако даже при такой схеме белорусский бюджет был в выигрыше. Теперь российский налоговый маневр ставит нефтяные доходы Белоруссии под угрозу.
Сначала в Минске потребовали компенсировать потери белорусского бюджета от снижения экспортных пошлин. Президент Белоруссии Александр Лукашенко даже воспользовался болезненным для Москвы рычагом давления – Договором о создании ЕАЭС. Лукашенко дал понять, что если Москва не пойдет на уступки, Минск не ратифицирует договор.
На прошлой неделе вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что Белоруссия может оставить в своем бюджете полностью все экспортные пошлины на нефтепродукты. Хотя изначально была договоренность, что Белоруссия будет оставлять у себя лишь часть пошлин. Согласно прошлой договоренности, в 2015 году это было бы около 1,5 млрд долл. Теперь там останется вся сумма.
После этого Минск ратифицировал Договор о ЕАЭС. Казалось бы, власти поставили точку в споре союзных государств о налоговом маневре.
Однако в пятницу Мясникович напомнил о второй части упущенной выгоды – о том, что из-за налогового маневра белорусским НПЗ станет менее выгодно покупать российскую нефть: возрастут их издержки, снизится прибыль, а, значит, сократятся также поступления в белорусский бюджет. «Большой налоговый маневр подразумевает изъятия из белорусского бюджета и доходности белорусских нефтяных заводов 1,025 млрд долл. в пользу бюджета России», – сказал он. По его словам, Минск еще вернется к этому вопросу.
Еще до начала нефтяного маневра братское союзное государство пыталось обхитрить Москву. Два года назад разразился скандал, когда стало известно, что Белоруссия экспортировала произведенные из российской нефти нефтепродукты под видом растворителей и разбавителей.
Тайное стало явным из-за неожиданных парадоксов внешнеторговой статистики. Белоруссия колоссальными темпами наращивала экспорт растворителей – в 11 раз за полтора года. «Мы опасаемся, что этот товар – прикрытие. Не исключено, что под видом растворителей экспортируются нефтепродукты», – предупреждал тогда замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. Так или иначе скандал вокруг белорусских разбавителей был урегулирован. И уже за первые четыре месяца 2013 года Белоруссия сократила экспорт растворителей в 3 тыс. раз.
Объемы российской помощи Белоруссии предстоит
еще долго обсуждать премьерам двух стран. Фото с официального сайта правительства РФ |
По экспертным оценкам, Россия ежегодно вливает в белорусскую экономику около 10 млрд долл. Это составляет до 15% ВВП Белоруссии. Такова для России «цена» беспошлинной торговли с Белоруссией. Стоит также добавить, что Москва время от времени выдает Минску кредиты на льготных условиях. В начале 2014 года союзное государство получило правительственный кредит от РФ – 450 млн долл. Затем в конце сентября Россия одобрила 15-летний кредит на 1,55 млрд долл. со льготным пятилетним периодом. Деньги выдаются Белоруссии для пополнения резервов. Также осенью российское правительство приняло решение выделить Белоруссии государственный экспортный кредит на строительство атомной электростанции. Речь идет о сумме до 10 млрд долл.
Политические мотивы Москвы очевидны. Российское руководство фактически финансирует социальную и экономическую стабильность Белоруссии, чтобы не допустить там аналога украинских событий. Однако сегодня белорусская экономика выглядит более стабильной, чем российская.
Так, с начала года российский рубль ослаб к доллару на 23%, а белорусский рубль – только на 12%. Российский ВВП за январь–август 2014 года вырос на 0,7% к аналогичному периоду прошлого года. А ВВП Белоруссии вырос за это время в два раза больше – на 1,5%. И только показатели инфляции в Белоруссии пока что значительно хуже, чем в России. Там инфляция сейчас около 18% в годовом выражении, в России – около 8%. Правда, продовольственное эмбарго вполне может разогнать инфляцию в России до белорусских значений.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что если Москва перестанет подпитывать Минск, то белорусская экономика от этого пострадает, но все же не рухнет. Наиболее серьезные проблемы будут только у предприятий нефтепереработки. «Белорусские НПЗ очень зависят от наших поставок энергоресурсов. Если мы прекратим поставлять им нефть – это будет для них почти смертельным ударом. Закупать нефть из других стран для Белоруссии экономически нецелесообразно. Более того, так исторически сложилось, что белорусские НПЗ технологически ориентированы на переработку именно российской нефти. Поставить на пути российской нефти препоны – это фактически отрезать белорусские предприятия от пуповины», – поясняет профессор РАНХиГС, эксперт по странам СНГ Александр Михайленко.
С одной стороны, формирование Евразийского экономического союза предполагает, что на всей его территории будут созданы одинаковые конкурентные условия, будут действовать единые механизмы. Цена на нефть должна быть одна и та же и для российского, и для белорусского НПЗ. «И выиграет конкуренцию тот НПЗ, который лучше организовал свою работу, у которого ниже себестоимость», – рассуждает Михайленко.
Однако, с другой стороны, экономический союз также предполагает, что многие решения принимаются уже не в одностороннем порядке, а при участии всех сторон – то есть учитываются и общие интересы. И если от действий одного государства другое теряет, то интеграция предполагает и некоторую компенсацию потерь.
Михайленко полагает, что Минск действует по принципу «проси больше, дадут меньше, но и этого будет достаточно». Москва же скорее всего это понимает и попытается найти компромиссный вариант компенсации. Ведь другого «компенсатора» у Белоруссии все равно нет.
«Даже если Москва полностью откажет Минску в новых «компенсациях», Белоруссия с сумой по миру не пойдет, однако для союзного государства это будет все же заметная потеря», – говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его словам, Москва не будет публично отказывать в помощи Белоруссии, ведь «сейчас не то время, когда ссорятся с союзниками». Но и спешить с этой помощью Россия тоже не будет. «Вопрос этот непростой. В Москве его будут рассматривать внимательно, не торопясь, вежливо, но долго», – говорит Жарихин. Другими словами, Москва всеми силами затянет процесс. Ведь в российском бюджете лишних долларов сегодня нет.