Третий в Новосибирске мост через Обь открыли к приезду президента. Фото Андрея Епихина/ТАСС
Еще недавно руководство «Автодора» убеждало общественность, что новые дороги в России стоят значительно дешевле, чем в Европе и в США. Однако вчера выяснилось, что Владимир Путин не верит этим рассказам чиновников. Президент по-прежнему считает дорожные сметы в России непрозрачными и явно завышенными. Такие претензии к строителям он высказал вчера на заседании президиума Госсовета в Новосибирске.
Только до 2019 года госкомпания «Автодор», отвечающая за строительство и ремонт автодорог, должна будет построить и отремонтировать около 1,9 тыс. км автодорог на общую сумму в 1,39 трлн руб., из которой 977 млрд руб. составит государственная субсидия, а остальное – средства частных инвесторов. При этом общая протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования в России на конец 2013 года составила 50,8 тыс. км, что говорит о том, что за последние 13 лет было возведено лишь 4,8 тыс. км дорог федерального значения. Для сравнения: Китай за год может вводить до 10 тыс. км дорог. Так, к концу прошлого года общая протяженность скоростных магистралей в стране составила 104,5 тыс. км. При этом в период с 2005 по 2010 год инвестиции на создание сети национальных скоростных автомагистралей в Китае составили 17–18 млрд долл. в год, сейчас же, когда основные артерии уже возведены, вкладывают по 12 млрд долл. ежегодно. Однако, напоминает предправления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах, здесь нужно учитывать такой важный показатель, как объем затрат государства на развитие дорожной сети при формировании бюджета. «В Китае, который нам приводят в пример, около 4–5% средств ВВП направляется на развитие дорожной сети, а в России это 1%. Если соотношение останется неизменным, мы никого не догоним», – пояснял он в июне.
Причина еще и в том, настаивают в Федеральном дорожном агентстве, что в стоимость дорожного полотна в России приходится закладывать издержки на подготовку земель и проектно-сметную документацию, чего нет, например, во многих западных странах. В частности, руководитель Росавтодора Роман Старовойт уверял СМИ в том, что строительство многополосных автодорог в России обходится в среднем даже в 1,5 раза дешевле, чем в Германии, Норвегии или США. «Стоимость строительства дорог в России меньше и составляет почти 67,9 млн руб. за километр. В переводе на рубли в США цена дорог этой категории равна 102,6 млн руб. за километр, в Германии – 94,3 млн руб., а в Норвегии – 105,02 млн руб», – цитировали тогда СМИ главу федагентства.
Для более же правильного, по его мнению, сравнения цен необходимо из дорожных смет исключать все затраты на подготовку земель, а также налоги. «От 5 до 40% затрат составляют расходы на подготовку территорий, которые входят в структуру затрат в России и, наоборот, не входят в структуру затрат в европейских странах, США и Канаде. Затраты на разработку проектной документации и надзор за строительством также включаются в смету на строительство в России и, наоборот, финансируются за счет иных источников в других странах. Таким образом, в структуре затрат на строительство автомобильной дороги, например, в США, может не учитываться 50% и более от реальной стоимости объекта», – объясняли в Росавтодоре (подробнее см. «НГ» от 06.11.13).
Вчера же выяснилось, что аргументы дорожников не убедили президента в том, что российские дороги лучше и дешевле, чем европейские. При строительстве новых дорог выделяемые на них средства по-прежнему оседают, по словам президента, в «черных дырах», а сами дороги зачастую просто не соответствуют всем требуемым характеристикам. «Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам», – цитирует слова президента Интерфакс.
При этом Путин призвал принять меры по повышению достоверности и точности сметной стоимости дорожных работ, передает Интерфакс. Получается, добавляет глава государства, что из года в год бюджет фактически финансирует ремонт одних и тех же дорог вместо того, чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства.
«По ряду правил дорожники все еще ориентируются на нормы 30-летней давности, но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всем мире», – пояснил он. И несмотря на то что есть все необходимые материалы и технологии, видимо, «по бюрократическим соображениям» использовать их в полной мере в дорожном строительстве не удается, замечает Путин.
При этом и на конечную стоимость строительных материалов, по его мнению, оказывает влияние не столько экономика, сколько коррупция в отрасли. «Еще одна проблема – необоснованный рост цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы. Проще говоря, гравий, песок, щебень и т.д. Когда о строительстве или реконструкции дорожного объекта еще официально не объявлено, а существуют лишь планы, оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены», – резюмирует Путин на заседании президиума Госсовета. Что позволяет, по мнению главы государства, предпринимателям в период строительства диктовать монопольно высокие цены.
По мнению же главы Татарстана Рустама Минниханова, строительство дорожной сети в России возможно было бы ускорить и даже удешевить, если стало бы возможным не согласовывать замену дорожного покрытия с грунтового на твердое. «Необходимо решить задачу перевода существующих грунтовых дорог в категорию дорог с твердым покрытием. На сегодняшний день данные работы классифицируются как реконструкция и влекут за собой длительную процедуру согласования», – сообщил он. В случае отмены согласования сэкономленные средства, по его мнению, позволили бы удвоить объемы дорожного строительства. «При использовании щебеночного покрытия сумма (затрат. – «НГ») будет в три раза меньше. Таким образом, мы могли бы решить задачу по удвоению объемов строительства», – уверен Минниханов.
«Развиваться дорожной отрасли в России мешает недостаток финансирования, инноваций и необходимого здесь контроля качества», – считает первый вице-президент компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов.