Фото Reuters
Убедительные доказательства убыточности для граждан пенсионных накоплений, которые представила Счетная палата, не остановили попытки чиновников сохранить принудительную систему таких накоплений. В конце прошлой недели в Ханты-Мансийске состоялось совещание негосударственных пенсионных фондов (НПФ), где говорилось о необходимости сохранения обязательного накопительного компонента.
Средний уровень инфляции за 2004–2012 годы составил 9,65% в год. А наилучшие показатели прироста накоплений на индивидуальных счетах оказались заметно ниже: в государственной управляющей компании средний прирост составил 5,5%, а в лучших частных фондах – от 6,4 до 9,2% в год, - докладывают аудиторы Счетной палаты (см. НГ 22.08.2014). Другими словами, за очень редким исключением граждане просто теряли деньги в обязательной накопительной пенсионной системе.
Несмотря на это, чиновники Минэкономразвития грудью стоят за сохранение обязательного накопительного компонента. А мораторий на накопительную часть пенсии, продленный на 2015 год, по-прежнему называют временным.
«В очередной раз за последние 10 лет обсуждается вопрос о том, как модифицировать, а то и трансформировать пенсионную систему, и нужна ли обязательная накопительная часть вообще или ей надо сделаться только добровольной. Тот тариф, который идет в накопительную систему, в 2014 году был временно обнулен, вот-вот примут решение о том, чтобы и в 2015 году он остался временно нулевым, а еще через год это уже может стать правилом», – такое мнение высказал в четверг замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев на конференции в Ханты-Мансийске.
Похожими опасениями поделился и зампред правления Пенсионного фонда России (ПФР) Николай Козлов. По его словам, в условиях сокращения государственных расходов пенсионному сообществу стоит в первую очередь заниматься развитием добровольного накопительного компонента, так как государство в ближайшие годы вряд ли вернется к формированию накопительной части из бюджета.
При этом, по мнению зампреда ПФР, софинансирование добровольной накопительной пенсии государство могло бы взять на себя и сегодня. «Фактически в 2015 году на формировании накопительного компонента будет сэкономлено 309 млрд руб. Поэтому какую-то часть, 10–15% от этой суммы, вполне можно было бы направить на формирование накопительного элемента в режиме софинансирования. Для того чтобы накопительный компонент формировался всеми тремя сторонами процесса – работник платил на добровольной основе, работодатель – на квази-добровольной и государство».
В целом же Козлов признал, что хотя накопительный компонент и является неотъемлемой частью развитой пенсионной системы, но за 12 лет существования в России он показал себя неэффективно. И если так будет продолжаться дальше, то долго защищать его в правительстве не получится.
«Нужно оценивать эффективность по тем показателям, которые отражаются непосредственно на счетах застрахованных лиц. И мы как пенсионный фонд можем вполне квалифицированно судить о том, что сегодня те деньги, которые дополнительно получают застрахованные лица, не перекрывают инфляцию. Чтобы обеспечить положительную доходность в реальном выражении предпринимаются самые разные меры – расширение инвестиционной декларации, которое должно дать управляющим компаниям больше возможностей для инвестирования, ограничение пятилетним сроком перехода застрахованных лиц от одного страховщика к другому, меры по созданию специальных инструментов инвестирования, – например, облигаций, привязанных к инфляции».
При этом, отметил он, речь не идет о том, чтобы негосударственные пенсионные фонды (НПФ) каждый год показывали положительную доходность. «Но мы должны создать такие условия, которые позволят, скажем, в десятилетней перспективе обеспечить среднегодовую доходность выше инфляции», – заявил Козлов.
«Почему-то об эффективности накопительного компонента начали говорить только тогда, когда в этот компонент начали массово переходить граждане, причем на добровольной основе, – говорит, в свою очередь, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. – В 2012 году были приняты законы, согласно которым в течение трех лет, до конца 2015 года, люди абсолютно добровольно должны выбрать, в какой системе они хотят формировать свои пенсионные накопления. До 2012 года большинство застрахованных лиц находилось в лоне государственной управляющей компании, которой государство до 2010 года вообще запрещало инвестировать куда-либо, кроме государственных обязательств и депозитов крупных банков. Люди, сознательно сделавшие выбор в пользу частной системы, в массе своей туда попали за последние два года – с 2012 года накопительный частный компонент, несмотря на беспрецедентную антипропаганду, выбрали 20 млн человек. Поэтому нельзя делать глобальных выводов об эффективности и неэффективности накопительного компонента по среднему показателю за 12 лет. Эффективность надо считать не с 2002 года, а с 2010-х, когда к нам попало основное количество клиентов».
Впрочем, в Центробанке, который курирует НПФ, уже готовят единую методику оценки эффективности фондов. Возможно, именно это в итоге поможет окончательно решить судьбу обязательного накопительного элемента – если только состояние российского бюджета не станет последним аргументом в этом споре еще раньше.