Из-за налогового маневра нефть для белорусских переработчиков будет стоить дороже. Фото с сайта www.mnpz.by
Российский налоговый маневр в нефтянке будет стоить Белоруссии около 1 млрд долл. – в такую сумму возможные потери оценил президент страны Александр Лукашенко. Белорусская сторона требует компенсации – в противном случае договор о Евразийском экономическом союзе может оказаться под вопросом. Пока эти разговоры, кажется, не вызвали сочувствия у российской стороны, но эксперты предсказывают, что во избежание скандала Москва может пойти на уступки.
По словам Александра Лукашенко, налоговый маневр в российской нефтяной отрасли может стать огромной проблемой для работы Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу 1 января 2015 года. «В прошлом году мы в принципе договорились о том, что Беларусь получит в результате уступок в экономическом союзе, – сказал Лукашенко в четверг на встрече с премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем. – Как известно, в России осуществляют некий налоговый маневр, в результате которого мы можем потерять все то, о чем договаривались в прошлом году с Российской Федерацией. Это касается перечисления в бюджет России пошлин от взимания на границе по нефтепродуктам».
«Это ненормально: не успели ввести в действие договоренности, здесь их отменяем фактически другой рукой, и в результате Беларусь может потерять огромную сумму – более 1 млрд долл.», – посетовал президент Белоруссии.
Напомним, что налоговый маневр в нефтяной отрасли, который Россия начнет проводить в следующем году, предполагает резкое снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Это может привести к значительному увеличению цены нефти в 2015 году и снижению выгоды Беларуси от распределения вывозных нефтепошлин, на которых она планировала получать до 1,5 млрд долл. в год», – пишет белорусское агентство «Телеграф».
В настоящее время Белоруссия перечисляет в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортируемые за пределы Таможенного союза. В 2011 году Белоруссия перечислила в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты в размере 3,1 млрд долл., в 2012 году – 3,9 млрд долл., в 2013 году – 3,3 млрд долл. В рамках договора о ЕАЭС порядка 1,5 млрд долл. Белоруссия со следующего года будет оставлять себе.
Но, чтобы компенсировать потери, Белоруссия предлагает до 2017 года оставлять в своем бюджете все вывозные экспортные таможенные пошлины от нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Такое предложение прозвучало в пятницу на встрече первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко и вице-премьера РФ Аркадия Дворковича.
«Но сказать сегодня, что решение, которое мы предложили, поддержано Россией, я не могу», – прокомментировал переговоры представитель Белоруссии в Евразийской экономической комиссии Сергей Румас.
Напомним, что Россия в пятницу завершила ратификацию договора о Евразийском экономическом союзе. В то же время белорусские депутаты еще продолжают его обсуждение. Председатель думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий ранее заявил, что рассчитывает на ратификацию договора всеми его участниками до минской встречи лидеров трех стран 9 октября, пишет РИА Новости. По его словам, парламент Казахстана планировал рассмотреть этот вопрос 1 октября, а парламент Белоруссии – 7 октября.
По мнению профессора кафедры внешнеполитической деятельности РАНХиГС Александра Михайленко, Россия вряд ли полностью удовлетворит требования Белоруссии. Но на определенные уступки пойти может. «После решений по Евразийскому экономическому союзу мы уже наполовину сократили пошлины, которые должна перечислять нам Белоруссия. И в случае с налоговым маневром есть понимание того, что наши внутренние дела коснутся Белоруссии, что это действительно их затронет», – говорит эксперт. Но Белоруссия, как правило, выдвигает максимальные требования, понимая, что Россия на них вряд ли пойдет, отмечает Михайленко. Так что скорее всего, по его словам, будет найдена золотая середина.
«В текущих условиях Россия не станет портить отношения с Белоруссией, – говорит Платон Магута, управляющий активами компании «Фонд Магута». – Не думаю, что Москве или Минску сейчас было бы выгодно раздувать скандалы из таких не самых значительных проблем. В споре о налоговом маневре Москва все же пойдет на определенные уступки, но речи о том, чтобы оставить Белоруссии экспортные пошлины и при этом одновременно смягчить налоговый маневр, не идет. Однако, скажем, Россия может официально разрешить реэкспорт запрещенных европейских товаров через Белоруссию при условии их частичной обработки, и такой вариант, в принципе, выгоден всем сторонам – Белоруссия получит прямую выгоду около 0,5–1 млрд долл. за счет добавленной стоимости от переработки продуктов питания, а Россия получит дополнительные товары на свой продовольственный рынок, тем самым снизив инфляционное давление».