Контролировать эффективность госпрограмм будет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Фото Михаила Метцеля/ТАСС
Правительство планирует провести аудит всех действующих в стране госпрограмм на предмет анализа эффективности их расходов. В частности, об этом заявил глава Минфина Антон Силуанов в пятницу. По мнению экспертов, в госпрограммы закладывают до 20% избыточных средств, и именно от них, возможно, откажутся в правительстве.
На встрече президента России Владимира Путина с членами правительства Антон Силуанов рассказал главе государства о необходимости подробного анализа расходов госпрограмм. «В рамках образованной в правительстве комиссии по оценке эффективности бюджетных расходов – комиссию Игорь Иванович Шувалов возглавляет – проведем анализ всех действующих госпрограмм на предмет анализа расходов: насколько они в нынешних условиях оправданны, насколько они влияют на экономический рост», – рассказал он.
По результатам проведенного анализа комиссия, по словам Силуанова, будет предлагать либо перераспределить часть ресурсов госпрограмм, либо отказаться от них. Возможно, такие меры в нынешних условиях помогут увеличить антикризисный резерв, считает глава Минфина.
В четверг на форуме «Россия зовет!» глава Сбербанка Герман Греф также подверг финансируемые бюджетом госпрограммы серьезной критике. По его словам, на федеральные целевые программы (ФЦП) в России тратится до 5 трлн руб., однако явных результатов они не дают. «Давайте открыто спросим, чего эти программы за последние пять лет достигли. В этом-то ключевая проблема. Если будет понятно, что у нас механизм работает как часы, да не жалко ничего. Я сам готов личных налогов платить больше и тратить деньги туда, где они становятся эффективными», – цитирует Грефа «Прайм».
К слову, премьер-министр Дмитрий Медведев еще в июле напоминал, что более половины средств федерального бюджета сегодня расходуется именно через механизм государственных программ. «С прошлого года федеральный бюджет разрабатывается на основе 40 государственных программ. На такой же программный принцип переходят региональные и муниципальные бюджеты, на этот же механизм должны подключиться и наши новые субъекты Федерации», – говорил глава правительства.
«После анализа результативности исполнения программ необходимо будет принять решение – где деньги работают, где нормального механизма исполнения нет, а где стоит подумать и о сокращении финансирования», – резюмировал Медведев.
Напомним, федеральный бюджет 2014 года стал первым бюджетом, сверстанным по так называемому программному принципу. При этом бюджетную реформу, по которой должен был произойти переход от ведомственно-сметного финансирования к программно-целевому, изначально планировалось осуществить намного ранее – в 2011–2012 годах. Однако тогда переход на новый метод финансирования пришлось отложить, так как в правительстве не были согласованы те самые госпрограммы, которые предполагалось финансировать по-новому. В апреле 2012 года Владимир Путин, будучи тогда премьером, потребовал от правительства ускориться и хотя бы к 2014 году осуществить все программные преобразования. «Нужно сделать все, чтобы бюджет с 2014 года – расходная его часть – верстался по программно-целевому принципу», – сказал Путин (подробнее – см. «НГ» от 20.04.12).
Теперь же, когда бюджет формируется уже исходя исключительно из программного принципа, – у ряда экспертов и ведомств возникают серьезные вопросы относительно эффективности расходуемых средств. Так, по мнению председателя Счетной палаты (СП) Татьяны Голиковой, существующие госпрограммы часто никак не привязаны к показателям, зафиксированным в майских указах президента. Механизмы реализации программ также не всегда очевидны. «Если говорить четко об указах, то показатели и мероприятия указов – они понятны населению и бизнесу на сегодняшний день. А вот механизмы реализации, которые заложены в госпрограммах, и достижения этих показателей и мероприятий указов не всегда понятны и очевидны для населения и бизнеса. И главное, что оценить, как это достигается, как в перспективе это будет и какая ответственность непосредственно федеральных органов, реализующих эти государственные программы, – достаточно сложно», – рассказала она в сентябре на встрече с президентом.
Программу поддержки отечественного авиапрома
сенаторы РФ считают неэффективной. Фото Reuters |
К тому же ряд программ, по мнению главы СП, требует пересмотра. «Развитие сельского хозяйства, промышленности, фармацевтической отрасли, медицинской техники, рыбохозяйственного комплекса – вот эти программы должны быть в принципе переструктурированы и перенастроены на ту экономическую ситуацию, на те вызовы, которые сейчас есть», – заявила она (подробнее см. «НГ» от 17.09.14).
Другие же программы и просто не работают. В частности, провальной называет ряд экспертов программу развития отечественного авиапрома. Бывший вице-спикер Совета Федерации (СФ) Вячеслав Штыров в мае назвал преступниками разработчиков этой госпрограммы, ориентированной не столько на производство собственных самолетов, сколько на облегчение условий импорта авиатехники. По его мнению, целеполагание и критерии эффективности госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2012–2025 годы» были ошибочны. Полный цикл производства самолетов должен находиться в России, настаивали в СФ, а основу авиапарка на внутренних линиях должны составлять машины российского производства, в противном случае авиаперевозки внутри страны оказываются очень чувствительными к политическим потрясениям (подробнее см. «НГ» от 25.05.14).
Независимые эксперты уверены, что финансирование госпрограмм наверняка будет пересмотрено. «Избыточные расходы есть почти в каждой программе», – рассказал руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. По его словам, избыточность в среднем составляет 15–20% от общей суммы программы. Тем не менее маловероятно, что правительство откажется от какой-либо из госпрограмм.
Вероятно, после детального анализа придется отказаться от части расходов по неэффективным ФЦП. По мнению Масленникова, это вполне обычная практика, которая была доступна государству и ранее. «Сейчас бюджет находится в ситуации, требующей решения вопросов по повышению эффективности государственных затрат», – говорит он.
Основной вопрос, замечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, куда, кому и как пойдут высвободившиеся средства. «Эффективность оптимизации госпрограмм будет зависеть от того, как и что именно будут сокращать», – считает он.
По мнению Николаева, эффективным могло бы стать сокращение расходов по программам, связанным с оборонными расходами. «Страна входит в кризис, и такие беспрецедентные траты на оборону просто не оправданны», – заключает эксперт. Однако, резюмирует Николаев, вряд ли власти на это пойдут, а значит, помощи российская экономика не получит.
В случае же дальнейшего снижения цен на нефть оптимизация расходов может не ограничиться сокращением лишь средств на госпрограммы. Так, глава Минфина Антон Силуанов вчера в интервью телеканалу «Россия» заявил, что в этом случае «единственным верным путем станет пересмотр всех расходов». В частности, министр финансов сообщил, что правительство уже запланировало оптимизацию в части численности госслужащих. «Мы в трехлетнем бюджете уже предусмотрели сокращение численности государственных служащих. Значит, сокращение объема финансирования государственного аппарата, причем достаточно значительное, (будет. – «НГ») начиная с 2017 года», – заключил он.
Бюджетные расходы на федеральные программы в 2015 году, млрд. руб. | |
Развитие высоких технологий | 91 |
Жилье | 6 |
Транспортная инфраструктура | 270 |
Дальний Восток | 37 |
Развитие села | 17 |
Социальная инфраструктура | 49 |
Безопасность | 41 |
Развитие регионов | 32 |
Развитие государственных институтов | 7 |
Источник: Минэкономразвития РФ |